elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Старые Мытищи. История на карте. 1852 год. Застава шоссейного сбора.

1878_(1856)_втд_мытищи.jpg
В 1834 г. на дороге Санкт-Петербург - Москва  был введен особый дорожный (шоссейный) сбор, который взимался за проезд, провоз грузов и прогон скота. К 1863 г. этот сбор распространился на 23 шоссейные дороги, состоявшие в ведении Министерства путей сообщения. Сбор полностью поступал в государственную казну.
С появлением шоссейных дорог и начала движения по ним появилась необходимость в создании условий, обеспечивающих удобства для проезжающих. Такие условия могла создать только хорошо развитая дорожная инфраструктура.
Одним из элементов дорожной инфраструктуры XIX века наряду с дорожными и караульными службами, эксплуатационными и ремонтными подразделениями, почтовыми станциями, были заставные дома.

В 1842 г. Император Николай I утвердил план и фасад заставного дома для каждой шоссейной дороги империи. Согласно плану, такой дом должен был быть одноэтажным, каменным и с железной крышей, разделенным сквозными коридорами на две половины. Одна половина предназначалась для конторы, а другая отводилась под квартиру смотрителя.  Таким образом заставные дома в разных местах Российской империи были очень похожи.
Вот один заставный дом на Тульском губернском шоссе под Тулой (отсюда), а другой - около города Слуцка Минской губернии (отсюда).
Заставный дом на Тульском губернском шоссе.jpg Заставный дом_Ивань.jpg

Так же выглядел и наш заставный дом в Мытищах - одноэтажное кирпичное строение, с центральным ризалитом и небольшим фронтоном на главном фасаде, с лаконичной штукатурной отделкой. Здесь находилась администрация для регистрации движения и сбора дорожных налогов.
заставный дом Мытищи.jpg

Точная дата постройки здания заставы шоссейного сбора в Мытищах мне не встречалась, но в 1846 году заставный дом уже наверняка работал.
К 1845 году ряд  крупных дорог, в их числе и  существовавший много веков старинный Троицкий тракт из Москвы на Сергиев Посад подвергслись  серьёзной реконструкции. Дороги были шоссированы, т. е. ей придали правильный поперечный профиль с водоотводными канавами, дренировали и соорудили верхнее дорожное покрытие из щебня. Через реки, речки и овраги, пересекающие шоссе, были сооружены новые мосты, либо капитально отремонтированы старые. Одновременно с этим вдоль реконструируемых трасс по новым утверждённым типовым проектам строились кирпичные здания заставных домов и почтовых станций взамен простых деревянных срубных.

Как можно видеть из документа 1853 года шоссейные сборы приносили неплохой доход казне:
документ 1853г о шоссейном сборе_тула.jpg

А вот что сказано  в том же "Военно-статистическом справочнике за 1853 год" про Ярославское шоссе:
"Почтовых лошадей с каждой станции выходит до 10200, всего же в год можно считать 100000, след. несколько менее нежели по Владимирскому шоссе. Шоссейный сбор за шесть лет, считая с 1845 года, средним числом, простирается: в Мытищах до 27801 руб сер., а по всему шоссе 36020 руб. Сбор этот увеличивается с году на год, что служит ясным доказательством увеличивающегося проезда."
Ярославское шоссе_1853.jpg
Благодаря тщательным подсчетам, организованным И.Ф. Мамонтовым для обоснования строительства железной дороги на Ярославль, мы теперь знаем, какое было в середине XIX века движение по Ярославскому шоссе. Вот эти данные: за год проезжало в экипажах более 150 тысяч человек; проходило пеших около 500 тысяч; провозилось различных грузов до 4 млн. пудов.

С подъемом уровня железнодорожного строительства во второй половине XIX века основное внимание государства стало все больше уделяться развитию именно этой отрасли.
С начала 90-х годов XIX века шоссейные заставные дома стали постепенно упразднять, преобразуя их в помещения для дорожных мастеров и сторожей.
Не стал исключением и заставный дом в Мытищах. После появления железной дороги значимость заставы пошла на убыль, и её превратили в трактир. После революции застава пустовала, потом здесь находилось монтажное управление, затем кафе.
В  январе 2014г в ходе реконструкции Ярославского шоссе памятник дореволюционной эпохи - заставный дом на Ярославском шоссе, 27 - был, увы, снесен.
Tags: 1852, заставный дом, история, мытищи, старые мытищи, фото, шоссейный сбор, ярославское шоссе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments