elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Старые Мытищи. История и фото. Станция Мытищи. Мост.

1963-65_АК_станция_пам_Ленину.jpgСейчас на станции Мытищи над железнодорожными путями построен большой и стильный конкорс. А еще не так давно на другую сторону железной дороги и на платформы ходили по переходному мосту.
Соединяя и объединяя Старые и Новые Мытищи, этот мост во второй половине XX века играл в жизни города особую роль. За последние сто лет на станции мост несколько раз менял свое положение.

Первый мост ( вторая половина 1920-х - 1950-е)
Первый пешеходный мост был построен во второй половине 1920-х годов и сохранился на этой фотографии.1920-ее_вокзал.jpg
Кто автор и когда был сделан этот снимок станции Мытищи - неизвестно. Известно лишь, что фотография переснята со стеклянных негативов и с имеющейся в сети версией было поработано фотошопом, в частности удалено ограждение моста, а также то, что фото перекадрировано, в оригинале оно  больше  по деталям и площади. Еще не установлена подвеска электросети для электричек, значит фото сделано до 1929 года. В то же время к увеличению пассажиропотока к пуску первых электричек станция практически подготовлена. Уже имеются три платформы, которые в неизменном виде доживут до начала 2000-х, и есть пешеходный мост.
Мост собран из железных конструкций и похоже еще не доделан, на первой платформе видна еще одна лежащая секция.

Еще одна известная фотография станции Мытищи 1930-х и одной из первых электричек - трехвагонной электросекции Св -  сделана уже с самого моста.

На немецких аэрофотоснимках военных лет переходный мост на станции Мытищи тоже хорошо виден.
Это фрагмент снимка июля 1942г.


Второй мост ( 1950-е - 1987).
После войны этот мост разобрали и построили новый, такой же конструкции, но по другую сторону от здания вокзала, дальней от Москвы. В каком точно году был построен этот второй пешеходный мост и что послужило причиной переноса моста, мне пока узнать не удалось. Скорее всего причина была простая - город рос, нужно было обеспечить увеличившийся пассажиропоток. Теперь у моста сходы на платформы были сделаны с двух сторон, а не с одной, как на первом мосту, и теперь у моста было два входа -  мост соединил две стороны железной дороги. С восточной на мост поднимались жители старых Мытищ, с западной - жители Шараповки, Рупасова, Военки, а главное - Новых Мытищ,
Эта фотография сделана не позднее 1955 года, т.к. памятник Ленину на площади перед вокзалом еще "старый", в ноябре 1955 года на его месте установят новый памятник работы скульптора П. Фридмана. Справа в кадре - лестницы на переходной мост.
памятник2_YT_мост_600.jpg

Это фрагмент фотографии примерно конца 1950-х, когда праздничные демонстрации на 1 Мая и 7 Ноября еще проводились в старых Мытищах. На площади видна колонна демонстрантов, огибающая по кругу памятник Ленину и трибуну при нем с руководителями города. А на лестнице моста - трудящиеся, исполнившие свой долг и возвращающиеся домой. Специальные сетки прикрывали контактную подвеску от возможных неожиданностей со стороны граждан.


Этот мост я хорошо помню, при нем  я родился и вырос. Помню его с самого раннего детства, в 1961-1964гг по два раза в день им "пользовался" - с детсадами было туго, дед смог устроить в детский сад в Челюскинской, и приходилось родителям со мной туда-сюда мотаться. Утром вставали ни свет ни заря, мама отвозила, папа вечером забирал. Как папа это выдерживал, не знаю,  учитывая, что он работал в Москве и на дорогу в одну сторону тратил полтора часа, а  от платформы до детсада еще с километр пешком было. Впрочем, папа тогда был молодой, сил хватало, да еще нас почти всегда компания человек в пять местных моих "одногруппников" до платформы провожала, папа по пути какие-то конкурсы придумывал, всем было хорошо и весело.
На 1 мая в хорошую погоду на мосту собиралось много народу смотреть праздничный салют в Москве.
Так как до начала 1990-х в Москву все ездили на электричке, мост часто был местом случайных встреч  со старыми знакомыми или бывшими одноклассниками.  "Ну ты как? А ты?".

Вот наш мост виден на фотографии 1963 г (автор В. Кудрявцев). Со стороны старых Мытищ на мост вели две лестницы, которые соединялись,  и еще один пролет вверх на сам мост был уже общий. Кому на работу на ММЗ или ВНИИВ - спускались с моста в правую сторону к вокзалу, кому домой в Химгородок или в Леонидовку - в левую.


Станция Мытищи и мост на фотографии конца 1960-х. Вечер, час пик. На мосту постоянное движение.
Кто-то еще наверное помнит как утром стояли на мосту между 2-ой и 3-ей платформой и вглядывались вдаль, чтобы увидеть на какую платформу пойдет электричка с загорского направления и вовремя сориентироваться. О, свернул! И вся толпа  - бегом вниз на вторую платформу!

Хорошо видно, что опоры самого моста и сходов - железные фермы. При постройке моста были использованы отслужившие свой срок рельсы с клеймом КВЖД - Китайско-Восточной железной дороги. Сам я этого не помню, не обращал тогда внимание, но старшие товарищи утверждают, что такие рельсы в конструкции моста были. Впрочем, подобные пешеходные мосты с использованием старых рельсов, судя по форумам в интернете, строились  после войны на многих железнодорожных станциях и платформах.
На станции регулярно передавались объявление "Граждане, не переходите железнодорожные пути в неустановленных местах, пользуйтесь переходным мостом". Ну да разве граждан остановишь, и переходили где хотели, и с 2 и 3-ей платформ прыгали, любого возраста и пола. В 1990-е на вторую платформу для "маломобильных" граждан даже постоянно комфортный "залаз" из двух поставленных друг на друга ящиков поддерживался народными усилиями. Сам тоже грешен, десятилетку  заканчивал в 16-ой школе на военке, так что каждый день через пути, и культурно - поверху через площадки в торце грузовых вагонов, и некультурно - под вагонами. Техника безопасности соблюдалась: посмотрел на светофор вдали - красный на этом пути - значит спокойно можно лезть под вагонами. Иногда в местах массовой миграции черех ж/д пути дежурили дружинники или милиционеры, останавливали и пытались оштрафовать. Впрочем клятвы типа никогда больше!, в последний раз! - обычно действовали и задержанного отпускали.

Нужно сказать, что метрах в 500 от этого моста в сторону Москвы стоял еще один подобный мост для перехода с Шараповки в сторону проходной ММЗ, как вспоминают очевидцы - с деревянным настилом.  Они же помнят, что народ предпочитал ходить не через мост, а через дырку в заборе. Мост находился рядом с водонапорной башней, чуть ближе к Москве. Сам я по нему не ходил, но его помню, этот мост был отчетливо виден с моста на станции.  Есть он и на военном аэрофотоснимке 1941 года.
А вот он на фото 1956, вдали высится водонапорная башня и слева от нее - мост.


1963 год,  вид на мост со стороны Шараповки. (фото В. Кудрявцева)

Позднее мост был закрыт, нижние ступеньки спилены, но простоял до начала 1990-х, а переход к проходной ММЗ сделали подземный,  но в другом месте, ближе к Тайнинской.

В 1980-х все платформы на станции Мытищи удлинили, с расчетом на 12-вагонные электрички, была также построена 4-я платформа и сделаны к ней сходы с переходного моста. Платформа практически так и не заработала, очень редко с нее отправляли пироговскую электричку.




Третий мост (1987 - начало 2000-х).
В августе 1977 года произошла страшная трагедия, о которой тогда почти никто не знал - на станции  Пушкино от перегрузки обрушился пешеходный  мост, погибло много людей. После этого на всех платформах от Мытищ до Пушкино построили подземные переходы. Конструкция моста в Пушкино была такая же как  у мытищинского, загружен был мытищинский мост никак не меньше пушкинского, временами хорошо чувствовалось как он ходит под ногами, т.е. как я сейчас понимаю, риск повторения катастрофы был, и немалый, но по каким-то причинам мытищинский мост тогда решили не трогать, и он простоял еще десять лет.
В 1987 году вместо старого железного моста построили новый, с железобетонными опорами, на этот раз снова по другую сторону от здания вокзала, ближе к Москве.




Четвертый мост. (начало 2000-х)
Третьему мосту не суждена была долгая жизнь, в стране произошли большие перемены, время сжалось.
В начале 2000-х началась подготовка к строительству, а затем и само строительство конкорса. Для перехода и спуска на платформы сделали транзитный мост.


Пятый мост - Конкорс. 2004г
К 2004 году были "переформатированы" ж/д пути, заново построены все платформы, кроме первой, закончено строительство конкорса. Станция приобрела тот вид, который мы наблюдаем и сегодня.






Tags: железная дорога, история, конкорс, мост, мытищи, станция, старые мытищи, фото

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments