elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Старые Мытищи. История и фото. Памятник Ленину на Вокзальной площади. Часть 1.

Шадр_1932_памятник_Ленину_Шадр.jpgПамятник Ленину на Вокзальной площади – одна из исторических достопримечательностей Мытищ, центр общественно-политической жизни города с 1930-х до начала 1960-х годов. Вокруг памятника ходили демонстрации на 1 Мая и 7 ноября, с трибуны памятника руководители города приветствовали трудящихся и толкали речи.
В книгах о Мытищах про этот памятник Ленину рассказывается  художественно по стилю, но скудно по фактам, даты появления памятников разнятся, в интернете разнобоя еще больше. И упоминается всего два разных памятника Ленину. Хотя судя всему их было три.

Первый памятник Ленину. (~ 1932 год)
Первый памятник Ленину на площади перед вокзалом в Мытищах, самый необычный, был установлен между 1931 и 1933 гг. Похоже никто из ныне живущих мытищинцев этот монумент в сознательном возрасте уже не застал.
К счастью осталась фотография этого памятника.
Во времена Хрущева за такой памятник автор получил бы от Никиты Сергеевича «кузькину мать» по полной программе, с эпитетами и определениями похлеще, чем были адресованы Андрею Вознесенскому и Эрнсту Неизвестному.  Автор такого памятника Ленину должен был тоже быть личностью незаурядной. Действительно, скульптор Иван Дмитриевич Шадр (1887 – 1941) -  не совсем обычный персонаж в истории советского искусства.
И.Д. Шадр  - самый своеобразный советский скульптор, его творчество всегда выделялось своим стилем, это были динамичные, смелые работы.
Шадр_девушка с веслом в луганском парке им Горького.jpg

Обычно имя Шадра ассоциируется с двумя его ставшими популярными произведениями – скульптурным композициям «Булыжник – орудие пролетариата» и «Девушка с веслом». Но это лишь малая часть творческого мира этого скульптора и художника. Почему скульптуры И. Шадра так отличались от скучно-однотипных образцов монументальной пропаганды, которые заполонили площади наших городов во вторую половину ХХ века? Ответ в какой-то степени - в истории его жизни.
Иван Шадр в мастерской. 1930 год         П.В. Васильев Портрет И.Д. Шадра, 03.01.1941.   И.Шадр в мастерской

Иван Шадр, родился в многодетной семье столяра (и кстати по совместительству –  «богомаза») в г. Шадринске на Урале, в 12 лет отправлен отцом в Екатеринбург, успел поработать на фабрике купцов Панфиловых мальчиком на побегушках, грузчиком и сторожем, сбежал с фабрики, без всякой подготовки сдал экзамен по рисунку и поступил в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, окончил ее, став профессиональным художником. Затем в 1907 году с другом исходил ногами подобно Максиму Горькому почти всю Россию от Урала и до Кавказа, дошел до столицы империи, поступал в Академию художеств, но провалился, не унывал, зарабатывал на жизнь пением на улице, где был замечен режиссером Александринского театра Дарским, который помог ему поступить на Высшие театральные курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы юноша выучился на певца. В училище Иван взял себе псевдоним Шадр в честь родного города (настоящая фамилия его была Иванов) и занимаясь по программе вокалом и театральными дисциплинами, продолжил заниматься любимым делом - живописью и скульптурой.  У него появились знакомства в творческих кругах Петербурга. Петербургские поклонники ходатайствовали перед городской управой Шадринска о предоставлении Иванову-Шадру стипендии, те талантливого земляка поддержали.  Шадр, отслужив  год в армии,  уехал  во Францию и поступил в академию де ла Гранд-Шомьер, где занимался на курсах скульптуры под руководством Родена.  Во время учебы ездил на стажировку в Италию, там увлекся археологией и после возвращения в Москву в 1908 году снова пошел учиться – на этот раз в Московский археологический институт.
Парню  на тот момент было 21 год. Работали, однако, социальные лифты в царской России.

Затем революция, гражданская война, Шадр поехал в Омск забрать семью, но в результате застрял там на несколько лет. А Омск – столица белого движения, адмирал Колчак, верховный правитель России. Шадр в политику не встревал, но профессиональные его качества были властями отмечены и на пользу делу задействованы.  Выпускники Сибирского кадетского корпуса заказали ему памятник Корнилову, а сам Колчак - скульптурный монумент "Освобождение Сибири" и эскизы денежных ассигнаций под девизом "Возрождение России". Выполнить заказ Шадр не успел, пришли красные. Красные комиссары тоже проявили здравый смысл,  к стенке  за сотрудничество с белыми не поставили, для дела революции скульпторы-художники тоже оказались нужны. Шадр исполнил мемориал "жертвам белого террора", памятник Карлу Марксу, барельефы Карла Либкнехта и Розы Люксембург, новой власти они понравились, и скульптора окончательно простили. Когда Шадр вернулся в Москву,  ему выделили мастерскую на Масловке и дали «одно маленькое,  но ответственное поручение».
Шадру были заказаны скульптуры красноармейца, рабочего и крестьянина для изображения на  советских денежных знаках, ценных бумагах и почтовых марках.  Исполненные Шадром скульптуры имели несколько карикатурный вид, но власти ничего предосудительного в них не нашли,  и уже в 1923 году «Сеятель», «Рабочий» и «Красноармеец» появились на новых советских денежных купюрах, на монете червонце и на почтовых марках.
И. Д. Шадр  работает над скульптурой Девушка с веслом_100.jpg

И. Д. Шадр  работает над скульптурой Девушка с веслом_100.jpg

В 1927 году Шадр выполнил одну из своих самых знаменитых скульптур - композицию "Булыжник - оружие пролетариата", она была установлена на Пресне в память о революции 1905 года.  Образ получился очень убедительный и в профиль, и особенно в анфас, чувствуется, что буржуазии – точно конец.
"Булыжник" был многократно растиражирован, установлен в различных городах, в том числе в Шадринске, а также в Третьяковской галерее, в Музее современной истории в Москве, есть копии этой скульптуры в Монголии, в Румынии.

Другое широко известное произведение Шадра - "Девушка с веслом". Это общее название скульптур, выполненных в разное время скульпторами Иваном Шадром и Ромуальдом Иодко, стало нарицательным для обозначения подобных статуй «гипсового соцреализма», которые в советское время украшали парки культуры и отдыха.
Работу над своей первой  «Девушкой с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве Иван Шадр начал в 1934 году. Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Считается, что моделью скульптора была Вера Волошина, студентка Московского института физкультуры, которую Шадр якобы приметил на прыжковой вышке в бассейне.

Шадр_1932_памятник_Ленину_Шадр.jpg
Директор парка Бетти Глан заказала для главного парка страны пятьдесят скульптур. Работы выполняли известные мастера: Янсон-Манизер («Балерина»), Шварц («Парашютистка»), Фильдс («Юность»), Мотовилов («Физкультурник с веслом»), Шильников («Физкультурница») и другие. Иван Дмитриевич Шадр должен был своей монументальной фигурой замкнуть «смысловой круг пространственной композиции ландшафта».
Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 г. Сейчас  трудно себе представить как ТАКОЕ вообще могли допустить. Тем не менее скульптура какое-то время простояла, пока высокое начальство не спохватилось. От скульптора требовалось создать женщину в привычном для сталинского социализма облике матери и труженицы без выраженных половых признаков. Вместо этого скульптура пугала современников длиной атлетических ног, мышцами плеч, вытянутостью пропорций, а главное -  сексуальностью. Девушка и правда получилась «слишком живой». Её женственность и привлекательность оценили бы в другом месте и в другое время, но не в Советском Союзе 1930-х. Скульптуру Шадра подвергли уничтожающей критике и приказали убрать. Правда в том же году ее пристроили в новый городской парк Луганска, как предполагается, не без участия Климент Ефремыча Ворошилова, чье имя на несколько десятилетий позднее получил сам Луганск.
Уменьшенная копия первого варианта "Девушки с веслом " Шадра хранится в Третьяковской галерее.
Первый вариант скульптуры И. Шадра "Девушка с веслом" в парке культуры и отдыха г. Луганска.

К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская (Белоручева) . Скульптор изменил прическу, она стала более вольной и менее сексуальной, убрал мужские мускулы рук, сама фигура девушки стала тоньше и романтичнее. Новую «Девушку с веслом»установили в центре фонтана на прежнем месте. Скульптура была разрушена в 1941 г. при бомбёжке.
(Кстати, в 2011 году легендарную скульптуру в ЦПКиО имени Горького решили возродить. Сказано - сделано. Что из этого получилось - вот здесь.)


1938 год. Фотографии Эммануила Евзерихина.

Лениниана Шадра.
В 1924 году Шадр в числе многих других скульпторов был приглашен на похороны Ленина для увековечивания образа вождя пролетариата. Сорок с лишним часов провел скульптор в Колонном зале Дома Союзов. Его натурная скульптура  «Ленин в гробу» оказалась одной из трех, признанных Комиссией по организации похорон «хорошими». В те
х обстоятельствах это имело большое значение и позже открыло Шадру возможности для самостоятельного развития темы монументальной ленинианы.
Институт имени В.И. Ленина предложил скульптору приобрести его работу за им самим установленную цену. Передавая в институт скульптурный слепок «Ленин в гробу», Шадр писал: «Т. к. эта работа производилась с натуры в момент переживания мировым пролетариатом великой скорби, я не нахожу возможным такую работу подвергать расценке и охотно жертвую ее в пользу Института».
Прочитав то, что сам Шадр позднее напишет о своем видении темы скульптурных памятников Ленину, думаю, что это не было данью политической конъюнктуре, в значительной степени это было и его самостоятельным решением.  Шадр был далек от революционного фанатизма, но личность Ленина  ему,  как художнику, кое-что уже повидавшему к тому времени на своем веку, была очень интересна.

В тетрадях Шадра сохранились заметки, относящиеся к временам его работы над мытищинским памятником Ленину.  Размышляя о состоянии скульптурной Ленинианы за десять лет, прошедших после смерти вождя, Шадр делает вывод: «Народная потребность видеть его черты вызвала небывалый спрос на Лениниану. И что же мы видим? Массовость заказов, их поспешность и ограниченность высококвалифицированных сил (да и нередкая небрежность в исполнении) породили немало потрясающей халтуры... Драгоценные кино- и фотоматериалы не изучены или искажены настолько, что мы находимся под угрозой навсегда потерять представление о подлинных ленинских чертах... Нам следует идти по двум дорогам: Ленин — синтез ленинизма и Ленин — Ильич, таящий в себе все оттенки и нюансы психологической характеристики...».

Известно, что большинство произведений И.Д. Шадра, созданных с начала 1920-х гг., вошли в золотой фонд советского искусства. Для нескольких поколений он стал классиком, определявшим лицо советского реализма в скульптуре 1920—1930-х гг. Однако хрестоматийный глянец, как это обычно бывает, скрыл со временем немилости судьбы, выпавшие на долю и самого мастера, и многих его творений.
"Он не терпел пустых похвал, но хорошо знал себе место среди современных скульпторов. И его хорошо знали и высоко ценили. Знали, что он художник оригинальный, всегда неожиданный в решениях. Однако многое ли было осуществлено из задуманного им? Надо прямо сказать, очень мало. Думается, потому, что в его великолепных проектах было слишком много фантазии, что в нем довлел художник-мечтатель. В этом была его душевная драма, ускорившая, быть может, его преждевременный уход от нас" - так вспоминали о Шадре люди его знавшие.

До 1941 года из  мастерской И.Д. Шадра вышло 16 изображений вождя, многие из которых тиражировались в виде памятников и интерьерной скульптуры. Среди этих работ был и памятник Ленину на Вокзальной площади в Мытищах.
Сам Шадр  в январе 1934 г. в журнале «Советское искусство» отчитывался перед трудящимися: «В последние три года я сделал и несколько новых монументальных работ о Ленине. Сюда относятся прежде всего проект памятника Ленину для Казани, затем памятник Ленину для Днепропетровска. Сделанный из железобетона памятник Ленину поставлен в Мытищах. Та же модель, отлитая в бронзе, поставлена у Тихого океана (Сахалин). Второй экземпляр в железобетоне исполнен для Центрального телефонного завода в Горьком, где установлен на берегу Оки...»

Я и раньше видел на сайте pastvu.com фотографию с памятником Ленину в г. Александровске-Сахалинском ( в 1932-1947 гг - административный центр Сахалинской области), точь-в-точь таким же как наш, мытищинский. Долгое время к единому мнению относительно истории его появления на Сахалине сахалинские краеведы, как следовало из дискуссий в интернете, не могли придти, были версии, что это не 1930-е, а 1950-е годы, что это мытищинский памятник был демонтирован и отправлен на Сахалин и т.д. Теперь мы точно знаем от самого автора, когда эти скульптуры были созданы и знаем, что на Сахалин поехал бронзовый близнец «мытищинского Ленина».
Памятник Ленину на площади им. 15 мая в Александровске-Сахалинском

Памятник В.И.Ленину скульптора И.Д.Шадра  был доставлен в Александровск-Сахалинский на пароходе "Сергей Киров" в конце марта 1935 года, накануне праздника 10-летия советизации Сахалина. Согласно плану городской юбилейной комиссии от 16 февраля 1935г.  в северной части площади им. 15 мая была построена трибуна капитального типа по проекту художника Волконского, а также и другие конструкции, арки, транспаранты. Всего на украшение города было выделено 40 тысяч рублей. Памятник открыт к 10 -летию советизации Сахалина, то есть к 15 мая 1935 года.
В середине 1950-х п
амятник Шадру в Александровске-Сахалинском был демонтирован и заменен на класического "Ленина".

Еще один памятник Ленину, упомянутый Шадром в 1934 году, поехал в город Горький и тоже наверняка  классно смотрелся на крутом берегу Оки. Фотографий того памятника я не нашел, но надеюсь, что мне помогут с этим сотрудники музея ПАО «Нител», преемника бывших АО русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» , в советское время – телефонного завода.
Видимо, железобетонный памятник Ленину в Горьком из-за недолговечности использованного материала тоже, как и в Мытищах, простоял недолго. Известно, что  1971 году на этом месте поставили новый памятник, который мы видим на этой фотографии:

Фотография мытищинского памятника осталась одна-единственная, а вот его сахалинскому бронзовому близнецу повезло больше. Штатные местные фотографы и просто жители, в отличие от Мытищ, не только больше нафотографировали, но и сохранили фотографии, и не только сохранили, но и предоставили возможность смотреть их всем желающим. Посмотрим  и мы.

Вот еще раз памятник-близнец мытищинского Ленина. Снят примерно с того же ракурса, что и на мытищинском фото.
Шадр. Памятник Ленину на Сахалине_02

Еще одно старое фото города Александровск-Сахалинский. Что это - еще один памятник Ленину? И тоже Шадра? У них там вернисаж что ли в 1930-х на главной площади был?
Шадр. Памятник Ленину на Сахалине как бы другой

В том-то и дело, что нет. Кажется, что памятники разные,  а на самом деле - один и тот же!
Как же надо было придумать такую композицию, такую позу, чтобы Ленин с разных ракурсов смотрелся совершенно по-разному. И при этом сохранялся общий мотив, идея - вперед к победе коммунизма!
Все-таки Шадр – выдающийся скульптор, а его памятник Ленину – гениальное произведение.

Вот еще несколько фотографий с этим памятником.
1940_А-С.jpg
г. Александровск-Сахалинский. 1940 год. Празднование 15-летия установления советской власти на Сахалине.

1940_А-С.jpg
г. Александровск-Сахалинский. Площадь им 15 мая. 1948-1954 гг.

1940_А-С.jpg
г. Александровск-Сахалинский. Площадь им 15 мая.



1940_А-С.jpg
г. Александровск-Сахалинский. Демонстрация 7 ноября 1953 года.



1940_А-С.jpg
г. Александровск-Сахалинский. Выпускницы школы №1 на площади 15 мая. А-С 1954 (автор Э.В. Медянников)

Не большой любитель я новоделов-реконструкций, но если бы в городе решили восстановить памятник Ленину работы И.Д. Шадра на Вокзальной площади Мытищ - я бы поддержал. Жаль, что это уже невозможно. Оригиналы бесследно утрачены, а другого такого Шадра сегодня нет.


Использованные материалы:
1. В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. «Скульптор Иван Дмитриевич Шадр (1887—1941)»  из книги "Беседы о советских художниках". Изд-во «Просвещение». 1964 г.
2. Ленин в работах скульптора Ивана Шадра
3. Скульптор Шадр, булыжник и весло
4. История "девушки с веслом"
5. Неизвестный и потерянный Ленин: Историк и краевед Игорь Самарин - о сахалинских памятниках вождю. 2016г
6. Фотографии с сайта pastvu.com

Еще по этой теме:
Старые Мытищи. История и фото. Памятник Ленину на Вокзальной площади. Часть 2.

Старые Мытищи. История и фото. Памятник Ленину на Вокзальной площади. Часть 3.

Tags: Ленин, Шадр, история, мытищи, памятник, скульптор, станция, старые мытищи, фото

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments