elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Старые Мытищи. История и фото. Клуб ММЗ. Часть 3. Проект.

Небольшой отрезок времени между 1927 и 1930 годами был уникальным периодом социального эксперимента, проводившегося в Московской губернии. Клубная программа профсоюзов инициировала массовое строительство клубов, как по индивидуальным, так и по типовым проектам.


В условиях сжатых до предела сроков проектирование велось практически параллельно со строительством,  архитекторы - авторы проектов просто не успевали подготавливать полноценные архитектурные чертежи. Они представляли заказчикам проекты клубов в стадии эскиза-идеи, внося затем исправления и дополнения в уже подготовленные разработчиками рабочие чертежи -"синьки". Это объясняет отсутствие материальных свидетельств огромного пласта творческой и предстроительной деятельности архитекторов - эскизов, вариантов проектов и т.д
В результате из всех проектов клубной программы 1927-1930 годов, до нас дошли эскизы только двух клубов.
Так как единой системы в проектировании клубов не было, каждый профсоюз задачу проектирования клубов решал по-своему.  Одни  профсоюзы приглашали для выполнения проектов архитекторов, не заботясь о создании типовых проектов клубов, зато получая возможность реализовывать свои планы в кратчайшие сроки. Как правило, так поступали те объединения, строительная доля которых в общей Клубной программе МГСП была не велика. Это профсоюзы Коммунальников, Кожевенников, Пищевиков и т.д.
Крупные профсоюзы предпочли сразу создавать несколько типовых проектов.
Профсоюз Текстильщиков - самый мощный и многочисленный в то время - провел закрытый конкурс с участием специально приглашенных архитекторов В.Щуко, Л.Веснина и Я.Корнфельда, это позволило выработать проекты четырех типов клубов и выстроить 11 клубов в Московской губернии.

Профсоюз металлистов, в который входили металлургические и машиностроительные предприятия, и мытищинский вагоностроительный в том числе, не стал проводить конкурс на проекты типовых клубов, а заказал разработку программ и самих типовых проектов архитекторам А. Васильеву и Д. Пономаревой. Затем программы и типовые проекты вместе с конкурсными проектами, утвержденными к строительству в 1928 г., были изданы в виде сборника-альбома.

Клубы металлистов. Проекты типовые и утвержденные к постройке в 1928 году; предисл. М. Романов, худ. Е. Некрасов. М.: Изд. Комитета Всесоюзного союза рабочих металлистов, 1928. 88 с.: ил.; 28,5x22 см. - 3000 экз.

Вся Москва-1927_стр240_клубы_02_отм.jpg Вся Москва-1927_стр240_клубы_02_отм.jpg

Когда я впервые увидел ссылку на этот сборник,  поспешил поделиться своим открытием с Дмитрием Гурьяновым, широко известным в узких кругах мытищинским краеведом. Написал ему на почту и спросил, есть ли у него такой сборник?  и если да - есть ли в нем проект нашего клуба?
"Проект клуба у меня есть", - в своем фирменном стиле ответил Дмитрий. :)

Есть ли в сборнике проект нашего мытищинского клуба я не знаю, найти издание в электронном виде не удалось, а добраться до мест хранения печатного экземпляра у меня не сложилось. Однако некоторые фрагменты сборника-альбома нашлись в книге "Рабочие клубы и дворцы культуры. Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг. Документы и материалы. "


В предисловии и во вводной статье к альбому говорилось:
"Все более и более развивающееся клубное строительство в рабочих районах металлоэлектропромышленности поставило перед ЦК нашего союза задачу упорядочения его и приведения в единую систему всей работы по строительству союзных клубов. Необходимость в этом особенно диктуется теперь, когда клубное строительство из года в год растет и в текущем году предполагается постройка 36 клубов на сумму 17173,8 тыс. руб.
Издавая программные задания на типовые проекты клубов, считаем необходимым дать некоторые основные положения, характеризующие клубное здание с точки зрения проводимой в нем клубной работы...
Весь опыт нового клубного строительства показал, что при проектировании рабочего клуба большинство авторов брали за основу театры, старые народные дома, "благородные собрания" и не учитывали политического назначения рабочего клуба.
Исходя из общественно-политического значения клуба, перед нами ставятся следующие три важнейшие задачи:
1) Массовая политико-воспитательная и культурно-просветительная работа.
2) Организация здорового культурного отдыха рабочего.
3) Организация углубленной просветительной работы через кружки по различным вопросам науки, техники и искусства.
Откуда и само клубное здание подразделяется на:
I. Помещение массовой клубной работы или, как часто называют, - театрально-зрелищная часть.
II. Помещение, где рабочему представляется возможность, независимо от проводимой в клубе политико-просветительной работы, отдохнуть или заняться интересующим его вопросом. Сюда следует отнести: комнату отдыха, комнату различных игр, читальный зал и т.п.
III. Помещения под кружковые занятия...
(ниже пометим "+" то, что реализовано в нашем клубе)
Помещение для массовой клубной работы должно состоять из большого зрительного зала и малого зала для заседаний, лекций и отчасти для кино... (+)
В отношении определения размеров большого зрительного зала необходимо исходить из нормального посещения зрелищ данного населенного пункта, а не из исключительных потребностей проведения массовых собраний рабочих...(+)
Малый зал должен быть связан с помещениями клубно-кружковой работы... (+)
Помещения для отдыха: буфет-столовая, комната отдыха и комнаты для игр должны быть связующим звеном между театрально-зрелищной частью и помещениями под кружковую работу. Группа помещений для отдыха должна быть одинаково доступной как для посетителей массовой, так и кружковой работы. Эти помещения должны быть центром клуба... (?)
Помещения под кружковые занятия ни в коем случае нельзя разбивать (как это иногда делают) на совершенно изолированные и несвязанные между собой группы, а они должны составлять одно целое...(?)
Клубная библиотека должна проектироваться с достаточным книгохранилищем, читальным залом и удобной комнатой для выдачи книг на дом. (+)

В альбоме опубликованы программы четырех типов клубов, размеры которых определялись вместимостью большого зрительного зала - на 250, 350, 500 и 800 мест (типы А-Г)."

Оценивая представленные в альбоме-сборнике проекты  авторы книги " Рабочие клубы и дворцы культуры. Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг." отмечают:

"Разработанные на основе этих программ типовые проекты по плановому решению и объемно-пространственной композиции не отличаются оригинальностью. Более интересны помещенные в альбоме конкретные проекты для профсоюза металлистов, разработанные П. Голосовым для Тулы, В. Кокориным для Златоуста, И. Ивановым-Шицем для Подольска и др."

Честно говоря, мне представляется, что конкретно проекта мытищинского клуба в альбоме нет.
Я просмотрел немало фотографий клубов, выстроенных в рамках клубной программы 1927-1930 гг. Почти все они созданы в модном тогда стиле "конструктивизма", и только в одном-единственном я нашел сочетание скромного непритязательного основного объема здания с мощной высокой башней с полукруглым завершением в части над сценой - именно такое, как у клуба ММЗ. Об этом чуть ниже.

При этом в альбоме в эскизах можно узнать отдельные части, очень похожие на то, что было в клубе ММЗ.

А. Васильев и Л. Пономарева. Типовой проект клуба металлистов Тип Б (на 350 человек).


Типовой проект клуба металлистов на 350 человек. 1927_план.jpg
На верхнем эскизе узнаются черты западного фасада клуба ММЗ  с плитой-навесом над служебным входом и расстекловкой вертикального лестничного окна, на нижнем плане - черты зрительного зала.
(Дополняю уже позже: этот проект Васильева-Пономаревой  оказался реализован - клуб металлистов в Витебске, 1929 г.)



А теперь посмотрим на клуб текстильщиков в Орехово-Зуево (1927г., архитектор Я. Корнфельд).

дк_орехово_00.jpg
дк_орехово_00.jpg дк_орехово_00.jpg

И сравним с клубом ММЗ (фото С. Боршкова 2008 г):
дк_орехово_00.jpg
Очень похожие очертания, не находите?

Кто такие были архитекторы Васильев и Пономарева? Информации о них оказалось очень мало.
Вот что мне удалось не без труда найти:


Васильев Алексей Яковлевич (1900 - 1961)
Закончил Московский институт гражданских инженеров (МИГИ) в 1924 г. Учился у лидеров советского архитектурного авангарда — Леонида Веснина, Моисея Гинзбурга, Николая Марковникова. В МИГИ носил прозвище «Мэр».
Среди проектов: Музей Красной Москвы (дипломный проект, 1924 г.), типовой проект клуба металлистов на 350 человек (совместно с Л. Пономаревой, 1927 г.), рабочий клуб «Металлист» на 600 человек в Туле (совместно с А. Мурзавецким, построен в 1927 - 1928 гг.), проект клуба завода «Шарикоподшипник» (совместно с Г. Вегманом, 1932 г.).

Пономарева Людмила Ивановна (р. 1901)
Закончила Московское высшее техническое училище (фабрично-заводское отделение) в 1927 году под руководством В. Веснина.

В Коломне еще недавно было  (а может и есть)  здание конструктивистских бань, построенных в 1934 г по проекту А.Васильева и Л.Пономаревой.

дк_орехово_00.jpg

А. Васильев входил в число 10 выпускников МИГИ (Московского института гражданских инженеров) - это была самая первая группа архитекторов,  получивших архитектурное образование полностью в советской России.
Они учились у Весниных и Моисея Гинзбурга, они все были безусловно талантливы.
Почти все они как мы видим даже по масштабам тогдашнего строительства клубов, без работы не остались, наоборот были нарасхват. Васильев среди них не считался корифеем. В книге Хан-Магомедова об этих молодых конструктивистах написано  интересно,  есть фотографии. На одной из них есть и А.Васильев.
МИГИ_Васильев.jpg МИГИ_Васильев.jpg

Дипломники МИГИ 1924 г.  (фото слева). Они же с преподавателями В. Весниным и М. Гинзбургом (фото справа). На левом фото слева направо: вверху- А.Васильев, Е. Ильина. Средний ряд – А. Гар-Орловская, В.Владимиров, Е. Чеботарева, В. Красильников (стоит). Внизу – Л.Славина, Н. Воротынцева (на полу)

Я.А.Корнфельд был одним из самых известных архитекторов эпохи 1920-1930-х. Он тесно сотрудничал с профсоюзом текстильщиков, построил много клубов, в том числе ДК Горбунова в Москве.

КОРНФЕЛЬД Яков Абрамович [1886 – 1962, Москва], архитектор. Получил образование в Высших гос. художеств.-техн. мастерских (1924). Занимался проектированием зданий культурно-массового назначения. В 1920-е гг. работал в стилистике конструктивизма, стал одним из основателей Объединения совр. архитекторов ОСА (1925). В архитектуре конструктивизма построены здание ДК им. Горбунова (Москва, 1930) и клуба строителей (Свердловск, 1929–33).. Среди наиболее значимых работ Корнфельда конкурсный проект здания Дома пром-ти в Свердловске (1930, соавт.: И. Ф. Милинис, А. И. Афонасьев), зданий ДК тракторного з-да в Волгограде (1940), ДК им. В. И. Ленина в Перми (1940–60), 2-зальный к/т им. А. М. Горького на 600 мест в Магнитогорске (1950) и др.

Не мог ли проект Клуба вагоностроительного завода имени 12 годовщины Октября в Мытищах  быть совместным продуктом Корнфельда и Васильева-Пономаревой?
Может быть и так. Ведь с 1928 года Корнфельд  в МГСПС курировал проектирование и постройку всех клубов в Московской области.


Еще по теме:
Клуб ММЗ. Часть 1. Истоки.
Клуб ММЗ. Часть 2, Накануне.
Клуб ММЗ. Часть 4. Вокруг и внутри.
Клуб ММЗ. Часть 5. Простые истории.

Клуб ММЗ. Часть 6. Финал.

Старые Мытищи. Клубный сад клуба ММЗ.
Tags: история, клуб, ммз, мытищи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments