elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

История Мытищ. Забытые имена. Эгмонт Паррот.

Целый век корпуса вагоностроительного завода были скрыты от глаз большинства мытищинцев высокими стенами и бдительными вахтерами, и лишь в последние годы благодаря появлению цифровых фотоаппаратов и интернету их незаурядная архитектура стала доступна не только рабочим и служащим завода. Теперь уже эти корпуса не увидит никто, все старые заводские корпуса, замечательные образцы промышленной архитектуры рубежа XIX-XX веков, под чистую снесены. Корпусам вагонного/ММЗ/Метровагонмаша не суждено было стать «объектами культурного наследия», каковыми они безусловно являются и такими и останутся как для тех, кому довелось видеть их своими глазами, так и для тех, кто будет рассматривать их на старых фотографиях через 10-20-50-100 лет.


О постройке корпусов мытищинского вагоностроительного завода в интернете говорится предельно лаконично – строились в 1895-1897гг по проекту архитектора В.А.Коссова, в 1911-1912гг под руководством военного инженера Э.О. Паррота после большого пожара на заводе.

Об архитекторе  Викторе Александровиче Коссове (1840 – 1917) более-менее полная информация собрана в Википедии
Про Эгмонта Оттовича (иногда -  Оттоновича) Паррота известно совсем мало. В этой заметке я постарался собрать все, что мне удалось найти об этом человеке, оставившем свой след в истории Мытищ.


Лютеранин. Общее образование получил в Александровском Орловском реальном училище. В службу вступил 20.09.1889. Окончил Николаевское инженерное училище. Выпущен в 4-й жел.-дор. батальон. Подпоручик (ст. 05.08.1891). Поручик (ст. 05.08.1895). На 17.05.1898 в том же чине и батальоне. Окончил Николаевскую инженерную академию (1898; по 1-му разряду). Штабс-Капитан (пр. 17.05.1898; ст. 17.05.1898; за отличные успехи в науках) с переводом в военные инженеры. Капитан (ст. 09.04.1900). Помощник начальника 1-й Московской инж. дистанции (29.07.1910). Подполковник (ст. 06.12.1910). Делопроизводитель строит. части окружного упр-я по квартирному довольствию войск Московского ВО (на 15.05.1913). Полковник (пр. 20.02.1915; ст. 06.12.1914; за отличия). Начальник 1-го Московского отдела по квартирному довольствию войск (с 04.11.1916).

Награды: ордена Св. Станислава 2-й ст. (1905); Св. Анны 2-й ст. (1907); Св. Владимира 4-й ст. (1912); Св. Владимира 3-й ст. (1916).

Эгмонт Паррот указан в «Общем списке офицерских чинов русской императорской армии» на 1-ое Января 1909 г»,  в разделе «Крепостные инженерные управления, инженерные дистанции, отдельные производители работ и мастеровые команды».

Военно-инженерные дистанции занимались  расквартированием войск и обеспечением их всеми видами квартирного довольствия.
(Инженерные дистанции сохранились и после революции. Например, в 1920 году  они выполняли ремонтные работы в Москве. Здесь по состоянию на 10 апреля 1920 г. из общего объема помещений на 90 684 человека требовалось отремонтировать помещения на 37 263 человек, из них по 1-й Московской военно-инженерной дистанции — на 5980, по 2-й Московской — на 14 692, по 3-й Московской — на 16 591 человека. Было отремонтировано помещений на 23 846 человек, т. е. 64 процента. Ремонтом занимались 227 человек.
В феврале  1922 г., Реввоенсоветом был утвержден штат губернской (городской) военно-инженерной дистанции. Всего их было установлено 56 (значительно меньше, чем в 1921 г.). Дистанции разделялись на внеразрядные, 1-го, 2-го и 3-го  разрядов. Внеразрядными были 2 дистанции (Московская и Петроградская), 7 дистанций были первого разряда, 17 - второго и 24 - третьего. При дистанциях содержалось 200 производителей работ и 281 смотритель зданий. Кроме того, устанавливалось 12 контор отдельных производителей работ.)

Несколько строк о Э.Парроте есть в известном сборнике А.В. Рогачева «Московские зодчие второй половины XIX - начала XX века. Биографический справочник.» - М., 1997. - Ч. 2, с. 42
Паррот, Эгмонт Оттонович
Военный инженер. В 1911-12 - архит. Мытищинского вагоностроительного завода. Руководил строит-вом производственных корпусов.

В Казани есть особняк Сандецкого (генерал, командующий Казанским военным округом 1907-1917 гг). Строил  здание военный инженер казанской военной дистанции капитан Паррот.


Отец Эгмонта Паррота – Отто Сигизмунд фон Паррот (Otto Sigismund von Parrot) (08.08.1836, Лифляндия – 03.05.1893, г. Орёл) учился в Дерптском университете (ныне г. Тарту, Эстония) в 1857-1860 гг,  изучал физику, химию, биологию. О нем известно, что в 1868г он работал помощником районного инспектора налогового управления в Лифляндской губернии, затем переехал в центральную Россию, где стал начальником телеграфного управления Орловско-Витебской железной дороги. Мать Э. Паррота – Шарлотта фон Паррот (в девичестве фон Хук, von Hueck (1838 – 1917). Оба родителя Э.Паррота закончили жизненный путь в Орле.

У Эгмонта было две сестры и брат:
- Эмилия Берта Амалия (Emilie Bertha Amalie von Parrot), (1865 - 1945, Штольценвальд, Германия).
- Шарлотта (Charlotte von Parrot), (1872 – 1945, Бранденбург, Германия)
- Мориц Фридрих Вальтер (Moritz Friedrich Walther von Parrot) (1866 -1949?)
Фамилия Паррот была в Лифляндии известной и Парроты оставили заметный след в истории. Почти все они так или иначе были связаны с Дерптским университетом. В специальном альбоме, выпущенном Дерптским университетом в 1889 г, среди всех 14 тысяч его выпускников с момента возобновления деятельности университета есть несколько Парротов.

Ученая династия Парротов оставила влиятельный след в истории отечественной науки. Старший из них Георг-Фридрих Паррот (Georg-Friedrich Parrot, он же Егор Иванович Паррот ) (1767 - 1852) - физик–изобретатель, был организатором восстановления Дерптского университета, будучи фактически его первым ректором (1802). На Луне есть картер, наз
ванный его именем.
Четверть века Г.-Ф. Паррот неутомимо и успешно работал как ученый, преподаватель и администратор в Дерптском университете. После 25 лет работы ординарным профессором физики и математики в Дерпте в 1826 году был избран академиком Академии Наук и переехал в Петербург. Оставил более 80 ученых работ по физике, медицине, технологии, химии и метеорологии, не считая множества журнальных и популярных статей. Был в тесных дружеских отношениях с императором Александром I, а также не в дружеских, но тоже в довольно длительных отношениях с императором Николаем I. Николай оценил смелый и независимый взгляд Паррота на многие вопросы общественно-экономической жизни России и предложил ему через посредство графа Бенкендорфа, шефа жандармов, время от времени писать о тех или других вопросах государственного управления. При этом государь высказал Бенкендорфу желание, чтобы Паррот писал о всем, что вздумается, но лишь бы это было чистосердечно и исходило прямо из сердца. Паррот широко воспользовался сделанным предложением и в течение 22 лет, до 1849 года, написал государю более 200 записок и писем, впрочем ни разу не получив собственноручного ответа и только раз удостоившись чести лично беседовать с государём, и то по какому-то специально-техническому вопросу.
Его младший сын – Иоганн Фридрих (Иван Егорович) Паррот/Johann Jacob Friedrich Wilhelm von Parrot (1791 – 1841) пошел по стопам отца, состоялся как  врач и учёный–естествоиспытатель,  в 1821 г. получил в Дерптском университете степень профессора медицины и хирургии и избран членом-корреспондентом Академии Наук, каковым и являлся до своей смерти в 1841 году. Серьёзно занимался альпинизмом: впервые (1829) совершил восхождение на Большой Арарат (5165 м);

Внук Георга-Фридрих Паррота -  Вернер Цеге фон Мантейфель -  ведущий военный хирург в России начала XX века, генерал-майор, впервые в мире провёл операцию в резиновых перчатках (1897).
Еще один упомянутый в альбоме  выпускников Дерптского университета Паррот (последний в приведенной выше выдержке) – Мориц  Паррот (1831- 1882), вероятно приходился братом Отто-Сигизмунду, отцу Эгмонта Паррота. На такой вывод наводит  неоднократное пересечение в их служебных карьерах - оба были тесно связаны с телеграфной службой и железной дорогой, оба одно время работали в налоговых органах. Возможно братья, что называется, тянули друг друга.
Собственно наш Эгмонт Паррот в каком-то смысле продолжил путь отца, будучи по роду занятий связанным с техникой (строительство) и с железными дорогами (служба в жел-дор батальоне). Так что вполне возможно выбор производителя работ для постройки  корпусов вагоностроительного завода в Мытищах в 1911-1912 гг был неслучайным.

Про семью самого Эгмонта Паррота удалось найти немногое.
Из генеалогических сайтов можно узнать, что он был женат (жена Фелиция, Felicie von Parrot (Augustowsky), у него был сын Георгий (1906-1939).
Брат Мориц  был товарищем председателя Орловского окружного суда, весной 1918 г. - в Орле, затем в Вооруженных Силах Юга России по ведомству министерства юстиции. Летом 1920г. -  на Принцевых островах, переправлен 7 июля 1920 с о. Принкипо на о. Лемнос на корабле "Катария". Жена Наталья Михайловна, дети Владимир, Александр, Сергей, Глеб.
Дети Морица (и  племяннники Эгмонта), тоже отмечены в Белом движении:
- Паррот Сергей Морисович, р. 1892 г.  В Вооруженных силах Юга России. Юрист.
- Паррот Владимир Морисович, р. 1896 г. В Вооруженных силах Юга России. Вольноопределяющийся.
Оба были эвакуированы  в марте 1920 г. из Новороссийска в Салоники на корабле "Ганновер" и затем во Вранья-Банью на пароходе "Габсбург". На май 1920 - в Югославии.
Эмигрировали из России и сестры Эгмонта Паррота – Берта-Амалия и Шарлотта, жили в эмиграции в Германии, обе умерли в 1945 году.

Имени самого Эгмонта Паррота среди тех Парротов, кто так или иначе был причастен к Белому движению в годы гражданской войны  - нет. Это означает, что либо он до светлого будущего не дожил, либо остался в России и возможно работал по специальности -  русские инженеры вообще, и военные инженеры  в частности, в советской Росии в 1920-е годы были наперечет. Во всяком случае на зарубежных генеалогических сайтах указывается, что Эгмонт Паррот умер в 1939 году в Москве.

Какие конкретно корпуса построены Эгмонтом Парротом на вагоностроительном заводе в Мытищах – мне найти не удалось. Но где-то эти сведения наверняка есть, а возможно и опубликованы, только я их не нашел.
Значительного вклада, который внес этот человек в облик и историю нашего города, это уж точно никак не отменяет.


Tags: 1911, вагоностроительный, завод, инженер, история, мытищи, паррот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments