elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Улицы старых Мытищ в объективе истории. Улица Колонцова. Заводская стена.

Кажется, что она была всегда, эта длинная, почти на полкилометра,  высокая кирпичная заводская стена по четной стороне ул. Колонцова. Но старые фото Мытищ 20 века говорят о том, что оказывается были времена, когда обращенные на улицу Колонцова стены цехов вагоностроительного выглядили немного иначе.

К такому виду  стен Метровагонмаша мы привыкли, за последнее десятилетие, в течение которых сделаны эти три фото, кроме появления новых памятных табличек здесь ничего не изменилось.



Самый ранний известный мне «портрет» четной стороны улицы Колонцова  как ни странно увековечен на фото, где снималось совсем другое. Вот  знакомая многим известная фотооткрытка издания М.Кампель 1911 года, с видом улицы Вокзальной и магазина Г.М. Гордеева в центре композиции. Снимок сделан еще по-старому, на фотопластины,  качество отменное., а посему много деталей при желании можно разглядеть.


Что видим в больших и вероятно чисто вымытых стеклянных окнах-витринах  магазина? Одежду. А еще, в отражении окон? Да, один из старых корпусов мытищинского вагоностроительного завода.


Со щипцами (зубцами), очень похожий на тот, что запечатлен на другой фототкрытке из этой серии.

Следующее фото сделано до войны, в 1930-х.


Снимок,  сделанный,  похоже, с башни «пожарки»,  захватывает два разных корпуса завода. Как видим на месте прежнего корпуса, отраженного в витринах магазинах Гордеева, уже высится новый. Этот корпус с высокими вертикальными пилястрами-колоннами и двускатной треугольной крышей, правда в несколько перестроенном виде (об этом чуть позже), но с улицы выглядящий точно так же как на фото,  из сохранившихся до 2018 г заводских зданий по улице  – самый старожил.
Улицу Колонцова на фото пока еще трудно назвать благоустроенной, ее расцвет, когда вся улица будет буквально утопать в зелени,  еще впереди - в послевоенные годы. У левой обочины стоит гужевая повозка. По улице «несётся» еще одно транспортное средство – автомобиль или конная повозка,  разглядеть сложно. На закрашенных белым четырех секциях стены напротив уходящей перпендикулярно влево улицы Абрамова – натянут плакат, на котором можно разобрать только последнее слово – «социализм», тогда, в 1930-х, в СССР полным ходом шло "построение социализма в отдельно взятой стране" ( индустриализация, коллективизация, культурная революция).
Остекленные световые фонари на крыше левого  здания идут в несколько рядов параллельно улице Колонцова. На правом здании  световые фонари – треугольные и идут перпендикулярно улице.

Когда были построены корпуса, изображенные на снимке?
Корпус справа – явно дореволюционный, в первые советские годы было не до украшательств.
Не его ли описал нам А. Канчаловский в путеводителе 1897 года От Москвы до Архангельска по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге?

«Щипцы» фасада очень похожи на аналогичные щипцы инструментального цеха (который на фото кстати тоже просматривается на дальнем плане и тоже – с треугольными световыми фонарями на крыше)

А вот когда построен левый корпус – вопрос, точной информации мне не встретилось. Судя по аккуратной кирпичной кладке, с ровными швами, разительно отличающимися по качеству исполнения от нынешнего соседнего корпуса советского периода, левый на фото корпус с треугольной крышей – дореволюционный.  (У меня сохранилась одна моя детская фотография ~1960 года на фоне заводской стены, как раз в том месте, где соединяются два корпуса ММЗ с вертикальными колоннами, различие кирпичной кладки видно, что называется,  невооруженным глазом) .

Возможно это один из тех корпусов вагоностроительного, что были  построены как скупо сказано в путеводителях  по Мытищам «под руководством военного инженера Э.О. Паррота в 1911-1912 гг после большого пожара на заводе».

На этом снимке 2000-х этот корпус - на дальнем плане,  с хорошо выделяющейся треугольной формой верхней части.

Следующее фото – это весна 1941 года. Самолеты ОСОАВИАХИМа над корпусами вагоностроительного завода во время учений по гражданской обороне.

Самый достоверный источник информации, часто помогающий восстановить облик  довоенных Мытищ – это немецкие аэрофотоснимки 1941, 1942 и 1943 гг.
На фрагменте снимка 1942 года центра тогдашних Мытищ, с улицей Колонцова и корпусами вагонного завода отчетливо видно, что здания завода,  выходящие на ул. Колонцова, состоят из трех частей, назовем их условно A, В и C.
Корпус  A и два пролета корпуса B мы уже видели выше на фотографии 1930-х. Обратим внимание, что на "немецком" аэроснимке корпус A уже перестроен – основные световые окна идут перпендикулярно улице Колонцова, а вдоль всего фасада здания на крыше сделан новый световой фонарь.

Корпус B на аэроснимке тоже проявляется - тенями от гребенки  щипцов. Еще ближе к станции четко виден еще один корпус с рядами световых фонарей – узкий по фасаду, но по глубине такой же, как и A и B. Между ним и линией ж/д – домики бывшей мытищинской земской больницы.

Корпуса B и C можно рассмотреть на следующей фотографии, отнесенной источником к   довоенному 1940 году.

Вокзальная площадь Старых Мытищ, первомайская демонстрация, вся улица украшена флагами и транспарантами.. На корпусе C хорошо виден ряд щипцов и ближайшее к улице треугольное световое окно на крыше. Дальше по улице виден и  корпус B с большими портретами вождей на каждом пролете и треугольными, перпендикулярными улице, световыми окнами.

На аэрофотоснимке 1943 года на месте части больницы уже появился новый заводской корпус.

После войны на месте корпуса B был построен большой новый корпус с фасадом, как бы продолжающим линию колонн-пилястр от корпуса A. Точной даты постройки я не нашел. Кирпичи в стене -  с клеймом МКЗ-4 (Мытищинский кирпичный завод №4, бывший Воронина), фотографии и более подробное описание этой части заводской стены есть в моем отчете о "кирпичной" прогулке по ул. Колонцова двухлетней давности.
Еще позже, по-моему уже в 1960-е - 1970-е,  на линии улицы,  ближе к станции,  выстроен еще один новый корпус, «съевший» еще один кусок территории старой больницы.

Весной 2018  года заводские цеха Метровагонмаша вдоль  четной стороны улицы Колонцова выглядели сверху вот так:


Еще из этой серии:
Улицы Старых Мытищ в объективе истории. Улица Колонцова, 33-37
Улицы Старых Мытищ в объективе истории. Улица Колонцова. Проходная вагонного/ММЗ.
Tags: Колонцов, аэрофотосъемка, история, метровагонмаш, ммз, мытищи, стена, улица
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments