elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Улицы старых Мытищ в объективе истории. Улица Колонцова. Проходная вагонного/ММЗ.

ул_Колонцова_ММЗ_проходная_100.jpgЭх и красивое же здание было в самом центре старых Мытищ, почти посередине ул. Колонцова – проходная вагонного завода, потом ММЗ. Доживи эта заводская проходная до нашего времени, сейчас бы фоток ее было бы в интернете видимо-невидимо. А так – с десяток фотографий всего и осталось. Ну уж что есть, то есть. Их и посмотрим.

Здание проходной / конторы вагонного завода - старое,  дореволюционное, возможно построено одновременно с первыми цехами завода в 1896-1897 годах. Наверняка тут сиживал управляющий вагонным заводом в первое десятилетие XX века С.Г. Лабунский, скорее всего бывал и Савва Мамонтов с соучредителями.
Во
т как солидно и торжественно смотрелась проходная из глубины улицы Титова в 1960-е годы.

Фото 1. Вид проходной / конторы ММЗ с улицы Титова.

А самый ранний по времени запечатленный облик конторы/проходной, так же как и облик старых дореволюционных корпусов вагонного завода, оставила нам открытка издательства М. Кампель1911 года. И тоже в «отраженном свете». На магазин Гордеева надвигается большая тень от большого здания, стоящего на противоположной стороны улицы.. Это оно и есть.

Фото 2.  Мытищи. Вокзальная улица. Открытка издательства М. Кампель, 1911 г.
Из Правил внутреннего распорядка для рабочих Мытищинского вагонного завода 1897 года:
«29. За полчаса до начала работы утром, для извещения рабочих о своевременном выходе на работу, даётся сигнал - продолжительный паровой свисток. За 15 минут до начала работы даётся второй свисток, после которого номерные контрольные будки открываются для впуска рабочих на завод. Рабочие, проходя через них, снимают свои номерные бляхи и размещаются по своим мастерским по местам. Ровно в 7 час. даётся третий короткий свисток, по которому машины пускаются в ход, и рабочие немедленно должны приступить к работе.»

В советское время, в довоенные годы проходная ММЗ, хоть и «снималась» наверное, и не раз, у фотокорреспондентов заводской многотиражки или городской газеты, но в сегодняшнем интернет-пространстве фотографий о себе нам не оставила.
Зато есть замечательное фото улицы Колонцова, сделанное совсем рядом, чуть дальше по улице к Ярославке.

Фото 3.  Улица Колонцова, 1940 г.
Саму проходную тут не видно, зато противоположная сторона улицы – во всей красе, старые дореволюционные задания вперемешку с советскими новостройками. Здание фабрики «Вискоза» (стоит и сейчас, бизнес-центр «Особняк»), за ним белая башня пожарки ( снесли  на рубеже 1960-х – 1970-х), потом конструктивистский «Дом Советов», где находилось все городское начальство  (ул. Колонцова, 15, дом жив), затем уже за улицей Абрамова - несколько дореволюционных домов (см открытки Вокзальной улицы М. Кампеля 1911 г, все они там  есть), и наконец крайний справа - известный всем старомытищинцам продовольственный магазин - «вагонный».

Четко видна проходная вагонного на немецком аэрофотоснимке Мытищ июля 1942 года
Фото 4. Мытищи. Фрагмент аэрофотосъемки 1942 г

А вот так выглядела проходная уже в послевоенные годы.

Фото 5.


Фото 6.

Пристройка слева с оштукатуренными стенами появилась  уже в советское время.
На фото 6 справа виднеется трапеция светового фонаря, идущего вдоль улицы Колонцова по всей крыше 17-го  цеха. Эта характерная трапеция есть на многих фотографиях  улицы Колонцова, ее можно (пока еще) увидеть и сейчас.
В верхней части фасада были большие часы, еще дореволюционные.  Слева от проходной находился газетный киоск «Союзпечать», справа -  палатка т заводской столовой ММЗ, многие мытищинцы запомнили, какие вкусные там продавались пирожки.

Фото 7. У проходной ММЗ.
Подвал и цокольный этаж старого здания проходной были сложены из мытищинского кирпича кирпичного завода Челнокова. Стены и пол проходной были выложены из серо-голубого мрамора.

В 1950-е-1960-е годы в здании находились отдел кадров и телефонная станция. В отдел кадров вела широкая входная деревянная лестница, а в цокольный этаж попадали через проходную слева, там за дверями стояли вертушки-турникеты и бдительные вахтеры.
Телефонная станция завода занимала почти весь цокольный этаж, ее окна выходили под входную лестницу отдела кадров. Как вспоминает в своей книге Д. Гурьянов, «сквозь открытые зарешеченные окна этой телефонные станции мы, пацаны тех лет,  как завороженные могли часами наблюдать за щелканьем реле коммутаторов,  вертящихся контактов шаговых искателей, телефонных номеров и работой тетенек-телефонисток с надетыми микрофонами и наушниками на голове. Они весело отвечали что-то в микрофон и проворно вынимали-вставляли провода с блестящими бронзовыми наконечниками в бесчисленное количество сотовых отверстий коммутатора.»
Проходная вагонного/ ММЗ благополучно дожила до начала 1970-х, ее хорошо видно на космическом снимке 1970 года, на космоснимке 1971 года она тоже есть.

Фото 8. Фрагмент Мытищ на космоснимке 1970 г.

Разобрали проходную примерно в 1972-1973 гг., когда после большого пожара 1970 года, сильно  повредившего главное административное здание завода, было решено построить полностью новые здания администрации и новую проходную.
Уже на снимке улицы Колонцова, сделанном Виктором Кудрявцевым тоже в начале 1970-х , о старой проходной ММЗ уже ничего не напоминает.

Фото 9. Улица Колонцова. Вид в сторону станции.

= = = = = = = = = = =
В заметке использованы фотографии из архивов А. Кудрявцева, Д. Гурьянова, Б. Карамышева.

Tags: вагонный, завод, краеведение, ммз, мытищи, проходная, улица Колонцова
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment