elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Старые Мытищи. Фотографы.

Перед революцией 1917 года в Москве было 60 фотографических заведений, а в небольшом рабочем поселке при станции Мытищи таких фотоателье, если верить источникам, тогда было целых ЧЕТЫРЕ! Никак невозможно такое обойти вниманием.

Сначала – про источники. Информация  о фотографических заведениях и фотографах публиковалась  в ежегодниках типа «Вся Москва» и «Памятных книг» по отдельным губерниям, а еще есть авторитетный справочник А.П. Попова «Российские фотографы (1839-1930)», где автором собраны сведения о всех вообще фотографах, от которых остались сделанные ими реальные фото или сохранились какие-то упоминания в газетах, журналах, документах. Том 1 (А-М), Том 2 (М-Я), Том 3 (цветные иллюстрации: фотографии, портреты авторов, оттиски, штемпели, бланки).

В справочнике Попова – три мытищинских фотографа: Голубятников, Журавлев, Кюнопас. Еще один – Беликов – упомянут в книге Д.Гурьянова «Старые Мытищи. Улицы моего детства».
Уделим каждому достойное внимание и сопроводим выдержкой из справочника Попова

Фотограф №1. ( из справочника Попова)
Кюнопас Е.
Ст. Мытищи, Сев. ж. д. Владелец фотографии. Визитка, автограф датирован 11 января 1918 года.
Кюнопас Е. – действительно №1 по крайней мере по упоминаниям в интернете. Есть и несколько уцелевших образцов его работ, например эти две фотографии, первая – из интернет-аукциона, вторая – из книги Д. Гурьянова  «Улицы моего детства».





Одна из фотографий Е.Кюнопас нашлась в г. Новохоперске, в старинном фотоальбоме, обнаруженном местными мальчишками на чердаке старого дома. «Фотографии в альбоме в основном датированы 1912-1913 годами. Все снимки сделаны на очень плотной бумаге. На обратной стороне каждой фотографии реклама фотографа, который ее сделал. Кроме снимков новохоперских фотографов Рязанцева и Филиппова, в альбоме есть фотографии, сделанные в Царицыне (фотограф - Аронг), Урюпинске (фотограф - Эрдман), Таганроге (фотограф - Грам), Мытищах (фотограф - Кюнопас) и даже снимки придворного фотографа Его Императорского Величества шаха Персии Б.П. Мищенко из Тифлиса.» (отсюда)

Who is Mr. Kunopas? Фамилия необычная. Думал уникальная, оказалось  - нет, в поиске в соцсетях нашлось несколько Кюнопасов. Возможно мытищинский «фотограф №1» был из южных славян – по-хорватски «кюнопас» –  енотовидная собака. А может это такой был  «маркетинговый ход» предпринимателя: была некая Каролина – стала АниЛорак, был некий Сапонюк – стал Кюнопас.
Так или иначе, заказчиков фамилия фотографа видимо не напрягала, кроме частных были у Е.Кюнопас  в Мытищах и корпоративные клиенты.
Вот, например, фотография руководства Мытищинского общества потребителей - члены правления, совета и ревизионной комиссии, - люди серьезные, все как один с усами, доверили важную миссию запечатлеть себя местному фотографу. В правом нижнем углу - скромная подпись греческим шрифтом «фот. Е.Кюнопас».

Еще одна фотография работы Е.Кюнопас фигурирует в фондах государственного архива РФ (ф.1742 оп.6 д.1152). "Фотогр. Е.Кюнопас. ст. Мытищи. 8 мая 1915 Фотография детей разного возраста и воспитателей детского дома для мальчиков - беженцев из Польши и Литвы в Мытищах. На фотографии пояснительная надпись на польском языке."

Дополнение от 29.10.2018
А вот и сам Колонцов Василий Михайлович, чьим именем названа главная улица старых Мытищ. Тоже фотоателье Е.Кюнопас.


Фотограф №2. ( из справочника Попова)
Голубятников.
Ст. Щёлково, отделение на ст. Мытищи, ст. Подсолнечная и в Клину. Владелец фотографии Труд». Текст бланка «Фотографiя «Трудъ»  Голубятникова ст. Щёлково, отделения ст. Мытищи ст. Подсолнечная и г. Клин. Фотографiя открыта во все праздники. Увеличение портретов до натуральной величины».
Изображение большой золотой медали выставки в Париже в 1905 году.

Фотограф №3 ( из справочника Попова)
Журавлев Н.Н.
Мытищи, владелец фотографии. Мытищинская газета от 15 февраля 2003 года «В собрании работ подмосковных фотографов обнаружился и снимок семьи инженера-путейца, сделанный в Мытищах фотографом Н.Н. Журавлёвым, разместившим своё ателье в доме Суханова.»
Мытищинская газета - это вероятно, «Родники». На сайте издания таких давних годов в архиве номеров не  оказалось. Сама фотография возможно есть в мытищинском музее.
Кстати в том же справочнике Попова есть еще такая информация (от 1929 г)
«Журавлев Николай Николаевич. Москва, Краснопрудная улица, дом Мотова. Владелец фотографии. Действительный член РФО с 1899 года.»
Может быть это «наш» Журавлев Н.Н., переживший революции и гражданскую войну и перебравшийся из Мытищ в столицу.
Дополнение от 26.10.2018.
Нашлось одно клише Журавлева. "Фотограф Н.Н.Журавлев. Снимает у себя и в домах заказчиков портреты, группы, виды и проч. Ст. Мытищи М.Я.А.ж.д.,  д.Суханова".
Судя по "М.Я.А.ж.д." - это до 1907 года, когда Московско-Ярославско-Архангельская ж.д. вошла в состав образованных "Северных ж.д."



Фотограф №4
Беликов
Упомянут в книге Дмитрия Гурьянова:
«За магазином «Культтовары» находилось здание фотографии «Горфото», бывшая «Фотография» артели «Прогресс», до революции «Фотография Беликова». Судя по тому, что вход в «Горфото» был ниже уровня улицы Колонцова на три ступеньки, здание было очень старое. Культурный городской слой как бы «опустил» здание фотографии на полметра в землю.»
Речь здесь идет о деревянном одноэтажном доме № 25 по ул. Колонцова.  По воспоминаниям Дмитрия в Мытищах в 1950-х-1960-х годах совсем рядом с Горфото был и еще один павильон фотографа - в доме по адресу ул. Бояринова д.4.
Я это Горфото и павильон фотографа по малолетству не запомнил. Когда мне понадобилось первый раз в жизни сфотографироваться на документ  (для «сезонки» на электричку) – фотография уже переехала  в новопостроенное здании КБО ( комбинат бытового обслуживания) на ул. Колонцова, д.10.

Много ли мы сейчас фотографируемся? Не то слово. Все мы в многократном количестве остаемся на фотках в телефонах друзей и знакомых, а затем в облаках  инстаграма, вконтакте и прочих фейсбуков. А если надо фото на документ? Да не вопрос. Где-нибудь около торгового центра оглядываемся вокруг и видим вывеску «Срочное фото». Там в «павильоне» размером с кухню стоит стул, лампа подсветки, стол с компом, тумбочка с принтером и сидит дядя/тётя с фотоаппаратом наперевес. Щелк-щелк, карточку памяти в комп, пару минут чтобы убрать в фотошопе косяки незатейливого света и сделать клиента чуть покрасивее/помоложе, вжик-вжик принтер – и через 5 минут вы выходите на белый свет с конвертиком с 4-6-8 вашими фотографиями.
Никакой романтики.

То ли дело раньше. Визит к фотографу – это было событие, мероприятие. К нему специально готовились, одевались. Понимали, что это останется в истории. Фотографов знали, ценили, и сами фотографы себя уважали, каждая фотография – почти произведение искусства. И фотоателье были совсем другими.
Фотографы, работавшие в конце 19-го начале 20-го века, помещали свою фамилию или название ателье на фотографический бланк- паспарту из толстого картона,  на которое и приклеивалась карточка. Как правило, на обратной стороне указывался адрес. Многие старались украсить паспарту затейливыми виньетками, изображениями. Другие выбирали для своих паспарту  оригинальный цвет, который сразу выделил бы их творения. На паспарту также помещалась информация о фотографе и его достижениях.
Такие представительные паспарту заказывались в типографиях, были недешевы, поэтому из-за недостатка средств некоторые фотоателье вынуждены были на них экономить. Вот почему на обороте паспарту вместо рисунка нередко можно увидеть лишь простой штамп с данными о фотографе.
Самыми популярными форматами паспарту были  Визитный (Visite Portrait) 6х10 см и Кабинетный (Cabinet Portrait) 11х16 см. В «модельном ряду» паспарту были также и другие форматы - от минимального  (Миньон 4х8 см) до  несколько вариантов довольно больших (Променад, Будуар, Империаль, Панель) до 20х32 и 31х48 см.


Фотографировали тогда не на маленькую пленку, а на большие фотопластины,  поэтому фотографии эти как правило отменного качества, которое отмечают все, кто когда-нибудь держал в руках такую старую дореволюционную фотографию.
У меня  есть такие фотографии бабушки (1916г, Visit Portrait) и прадеда (тоже ~1916 г, Cabinet Portrait)
Сколько стоило завести собственное фотографическое дело в 1910-е годы?
Примерно 200 рублей. Из них 150 руб – фотоаппарат, примерно 25 руб материалы и 25 руб химикаты.
Много это? Как сказать. Зарплата рабочего тогда была примерно 30 -40 руб, квалифицированного рабочего (токаря и т.п) или военного (поручик= лейтенант) – 70 -80 руб.
При себестоимости в 1,6 руб и цене 5 руб за дюжину отпечатков ( а фотографии продавали тогда по 12 шт) начальные затраты можно было сравнительно быстро отбить.
Понимающие сразу зададут резонный вопрос: «А аренда?  а зарплата персонала?» . Ну да… Поэтому развернуться удавалось не всем, многим приходилось и сворачиваться. В общем – почти как сейчас. : ))
Много интересного про старые фотографии и фотографов можно узнать здесь.

Надо сказать, хорошие мастера фотоателье были и в советское время. У меня осталалось несколько "студийных" фото с моими одноклассниками, сделали мы их в фотографии на Новых Мытищах, по памяти - где-то рядом со старым военкоматом, в одном из домов №№26-30 по Новомытищинскому проспекту. Чего-то решили сфотографироваться, почему - не помню, сверху наверное кто-то подсказал.  
Смотрю я сейчас на эти фото - классные же на самом деле фотографии.
А что до нас – ныне фотографируемых, то есть у меня подозрение, что до наших внуков-правнуков доживут фотографий меньше, чем их есть у нас о наших дедах-прадедах.
Так что не ленитесь, граждане, печатать фотографии и дарить их друзьям и знакомым, на бумаге может потомкам что-то от нас и останется.

Tags: Кюнопас, мытищи, фото, фотограф
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments