elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Category:

Старые Мытищи. Где был кирпичный завод Челнокова.

Вот что меня удивляло. Неужели Сергей Васильевич Челноков – владелец кирпичного завода и «фанат» фотографии -   не фотографировал родной завод?  Наконец  прояснилось. Конечно  фотографировал.  И тем самым оставил нам уникальные документальные свидетельства того, как выглядели наши места сто с лишним лет назад.


Осенью этого года (2018) вышла в свет новая книга В.П. Блохиной «Кирпичная империя в окрестностях Больших Мытищ». Книга очень интересная и, как я надеюсь, задающая  новый тренд в мытищинском краеведении. В ней нет лирических отступлений, зато есть много реальных документов, разысканных  автором в архивах. Книга доступна в электронном виде, рекомендую. Такого же плана книга «Мытищинский летописец. Удельный век Дворцовой Тайнинской волости» С.А. Ветлина вышла буквально следом, и тоже с большим количеством документов, хотя и в более «весёлом» стиле, что совершенно не умаляет ее достоинств.  Этой книги в доступе нет,  возможно  появится когда реализуется «бумажный» тираж. Часть материалов в книгах Блохиной и Ветлина  пересекаются, краеведческого соцсоревнования никто не отменял, а для читателей даже и хорошо, материалы эти друг друга не столько дублируют, сколько дополняют.
Так вот, в книге В.П. Блохиной впервые опубликованы фотографии кирпичного завода Челноковых, сделанные самим С.В. Челноковым. В творческом наследии С.В.Челнокова, открытом в 2015 году, около 1500 оригиналов фотопластин. Из них опубликовано на сегодня не больше сотни. Наследники проявили крепкую капиталистическую хватку (гены!) и открывшееся наследие успешно монетизируют.  Как  Валентине Петровне удалось получить фотографии, гуманитарным путем или коммерческим,  значения уже  не имеет, важен результат  - уникальные фотодокументы  опубликованы.
Давайте их посмотрим. Разрешение представленных ниже фото оставляет желать, когда-нибудь появятся и оригиналы, а пока поработаем с тем, что есть.
Фото 1. Кирпичный завод Челноковых в Мытищах.
zavod_chelnokov_zastavka_100.jpg

На переднем плане – кирпичные сараи «на кокорах». Такие же сараи, стоящие в перпендикулярном направлении, справа на дальнем плане. Типовая для тех времен длина сараев  – 80 саженей (80 х 2.13 = 170м). Слева, чуть поодаль – основной актив завода, берлинская  печь с дымогарной трубой.
У правого края высокого вытянутого здания берлинской печи вдали просматривается белый вокзал на станции Мытищи и за ним контрастом темное здание фабрики «Вискоза». Правее от них – водонапорная башня. Все эти здания-ориентиры сохранились и поныне.
А вот дальше начинаются вопросы. Справа от водонапорной башни – нечто тоже высокое, башенное. Что это? Еще правее – похоже, церковь. Что за церковь?  Тайнинский храм – вряд ли, по форме куполов не похоже, да и по расстоянию он должен быть значительно дальше.  Шараповская церковь Иоанна Предтечи к тому времени уже не существовала. Часовня на ее месте? Может быть. Но для часовни здание на фото слишком высокое.
В общем есть тема для приложения сил краеведам и любителям.
Фото 2. Примерно с того же ракурса, что и предыдущее фото, но вблизи.
zavod_chelnokov_zastavka_100.jpg
Круглая берлинская печь «обнесена плотными тесовыми щитами, идущими в 3 яруса, верхний  4-й ярус имеет вид фонаря, все 4  яруса как-бы насажены один на другой, промежутки между ними тоже плотно забраны тёсом. Между каждым ярусом устроено около 18-20 окон  2 х 1 аршин по обеим сторонам здания; в втором ярусе окна размещены не так часто; по узким сторонам здания имеются по 3 больших полукруглых  окна (2 х 1.5 аршин), верхний полукруг из цветных стёкол. До верхнего фонаря крыши около 7 аршин.» Так описана берлинская печь на заводе Челноковых  в 1880 году в известном исследовании А.В. Погожева «Кирпично-гончарное производство Московского уезда. Опыт санитарно-промышленного исследования.»
На этом фото неизвестная «башня» видна чуть получше, можно разглядеть, что это двухэтажное деревянное строение.  Обратим внимание на железнодорожный путь, подходящий к платформе справа от здания главной печи. А также на трубу за зданием печи с противоположного торца, мы ее еще увидим позже.

Фото 3. Еще один снимок сделан от сараев, которые мы уже видели на фото 1 и которые расположены перпендикулярно зданию главной печи.
zavod_chelnokov_zastavka_100.jpg
На этом фото тоже можно вдали рассмотреть вокзал  и оба дореволюционных каменных здания «Вискозы».
Справа от берлинской печи видны крыши нескольких зданий, этот комплекс строений  потом будет отмечен на карте 1927 года.

Фото 4.  Еще одна фотография.   Предположительно сделанная с противоположной стороны, как раз  со стороны зданий, крыши которых видны на фото 3.
zavod_chelnokov_zastavka_100.jpg
Фото 5. Вид на здание берлинской печи с противоположного торца, со стороны станции.

Труба в ближнем к нам строении - та, которую мы отметили на фото 2. Но главное здесь – конечно ж/д пути. Они дадут нам возможность установить примерное место, где находилась берлинская печь завода Челноковых.
Похоже, что все вышеприведенные фотографии выполнены в ходе одной сессии. Время года – конец зимы / начало весны. Год съемки неизвестен, но можно примерно оценить. Вокзал стоит – значит после 1896 г., здание "Вискозы" стоит  – значит после 1904 г. (точно год постройки этого здания пока не установлен, но известно, что архитектор Адольф Нетыкса принял надзор над строительством фабрики в апреле 1904 года).
В 1884 г. наследники Челноковы обратились в строительное отделение Московского губернского правления с прошением: «Имеем мы кирпичный завод,  состоящий Московской губернии 4 стана при деревне Шераповой  близ станции Мытищи Московской Ярославской железной дороги. Желаем построить вновь под лит. А каменное одноэтажное жилое с таковою же нежилою пристройкой лит. Б  согласно плана общей местности и детальным чертежам при сём прилагаемым. Покорнейше просим Ваше превосходительство просимую постройку разрешить.»
В следующем 1885 году аналогичное прошение было подано о постройке на заводе еще семи  жилых и нежилых строений.  В обоих случаях разрешения были получены. Оба документа  приведены в книге В.П. Блохиной.
Там же есть и соответствующие два плана завода 1884 и 1885 гг. Вот они.
Почему-то в книге они представлены не в виде копий планов местности, имеющихся в архивном деле, а как «реконструкция автора». Спросил бы об этом саму Валентину Петровну, но пока никак не могу узнать ее электронный адрес.
Меня здесь смущает расположение берлинской печи и трубы. Здание печи нарисовано перпендикулярно линии ж/д. В то время как из фото 1 видно, что здание печи ориентировано ну почти параллельно линии ж/д, направление которой можно мысленно прочертить  по вокзалу и водонапорной башне. Поэтому хотелось бы конечно посмотреть и оригинальный план местности.
Сама ветка железной дороги на завод Челноковых в 1884-85 годах уже была,  ее описал еще Погожев в 1880 году.
«От самой станции отходит особая ветвь к заводу, огибающая с двух сторон здание берлина, так что кирпичи прямо из камер грузятся горячими в вагоны. Ветвь эта была выстроена за счет владельца завода. В настоящее время она передана в ведение  железнодорожной администрации и завод уплачивает ей лишь возвышенный тариф.»

Эта ж/д ветка существовала  до самого последнего времени, вплоть до постройки ТЦ «Красный кита», ее помнят многие мытищинцы, особенно жители военки. Я десятилетку заканчивал в 16 школе, по этим рельсам-шпалам тоже в свое время походил, это был кратчайший путь до станции.

Где же на местности находился завод Челноковых?

В плане георасположения у нас есть, пожалуй, всего два 100% достоверных источника – это кадры немецкой аэрофотосъемки 1941-1943 гг и современные спутниковые снимки. Есть еще заслуживающая на мой взгляд доверия хорошая карта ВСНХ 1927 года, составленная по результатам геодезических измерений, проведенных еще в 1922-1924 гг.
Совместив эти карты можно более-менее точно определить,  где находилась берлинская печь, запечатленная на снимках С.В. Челнокова.

Фрагмент карты  ВСНХ 1927 года.

Здесь можно узнать отрезок Шараповского проезда и левее  от него дорожку к деревне Шарапово (выделено желтым), по бывшему Шараповскому проезду вдоль Красного кита и сегодня едут автомобили. Широкая (на карте) дорога – это дорога на Рупасово, называвшаяся Рупасовское шоссе, потом ул. Б. Рупасовская,  по отрезку этой дороги ( который дальше  вливается в Олимпийский проспект) сейчас машины едут, чтобы с него въехать на эстакаду в сторону Ярославского шоссе. За шоссе – Челноковский пруд, река Работня. От Рупасовского шоссе идет к ж/д переезду тогда еще даже не улица Индустриальная, а просто дорога. На месте Пролетарских улиц – Челноковский поселок.

На этой карте левая часть челноковской ж/д ветки уходит в сторону карьера, а правый отрезок идет  к бывшей  берлинской печи, которая видимо и показана на этой карте, так же как и строения расположенные к юго-востоку от печи. Где-то среди этих строений была и контора завода Челноковых, в здании которой как утверждают знающие люди в советское время размещалась школа №1 .
Очень похоже, что в месте расхождения трех ж/д веток и был сделан снимок на фото 6.
Отмечу на этой карте карьер к северу от берлина. Он до сих пор на месте. Если от пешеходного перехода через Олимпийский проспект в районе пересечения с Индустриальной пойти мимо зданий мастерских бывшего машиностроительного  техникума вверх по улице,  по направлению к гимназии №16 , то «яма» будет слева. Не знаю как сейчас, а в 1990-е здесь всегда зимой куча детворы отлично каталась с естественной горки.

Завод Челноковых на совмещенной карте 1927 – 2018 гг

В советское время один из «рукавов»  челноковской ветки железной дороги провели дальше, за современную улицу Белобородова, где еще лет 10 назад были военные склады. Эту ветка хорошо видна на немецкой аэрофотосъемке.
Мытищи. Район военки. 1943 и 2018 год
Совмещенная карта 1943 – 2018гг

Еще более четко ветка ж/д, как  и вся конфигурация большого карьера, видна на спутниковом снимке Мытищ 1967 года.
Мытищи. Спутниковый снимок. 1967 год.


В заключение обратимся к «классике». В 150-й раз посмотрим на дореволюционную открытку с видом улицы Вокзальной (будущей ул. Колонцова) в старых Мытищах.
ул_Колонцова_ММЗ_2000е.jpg
Что это там в самом левом краю снимка,  за зданием вокзала? Она самая – труба кирпичного завода Т-ва Шапошников – Челноков.  Можно распечатать Гугл карту, взять карандаш,  линейку и провести прямую между точкой съемки на ул. Колонцова  и краем южного крыла здания вокзала. Где-то на продолжении этой прямой  и будет то место, где сто с лишним лет назад была берлинская печь и труба кирпичного завода.

Tags: завод, история, кирпич, мытищи, фото, челноков
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments