elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Categories:

Как НЕ построились Новые Мытищи. 1936 год.

Новые Мытищи могли появиться еще в 1930-х годах, но активная застройка новой территории города  началась лишь через 20 лет. Почему? Как сказано в книгах о Мытищах – помешала война. Это безусловно так. А вот что было на самом деле причиной несостоявшихся довоенных Новых Мытищ.

Лучше меня об этом расскажет документ 1936 года.
Ему и слово.
Мособлплан при Президиуме МОИК
29 февраля 1936 года

9 января 1932 года Президиумом МОИК утверждена схема распределения территории города Мытищи, на основе которой разработана в 1934 году схема планировки. Последняя была в 1935 году рассмотрена междуведомственной планировочной комиссией при МОКО и с небольшими замечаниями принята. По существующей схеме планировки города Мособлплан и МОКО сообщает:
1. В Мытищах в планировочное пятно входят:  г. Мытищи, пос. Тайнинка, Перловка, Подлипки и Строитель. Настоящей схемой проработана только часть пятна, а именно Мытищи, Перловка, Тайнинка с прилегающей территорией совхоза ОРСа завода № 8. Не решён полностью вопрос о расселении рабочих заводов №8 и №38 , что должно быть дополнительно проработано на стадии генплана.
2. Застроенная часть городских земель города Мытищи зажата между Вагонным заводом, Вискозным институтом, железной дорогой, трассой канала Волга-Москва, Ярославским шоссе и жесткой водоохранной зоной Мытищинского водопровода. До 70% застроенной части города находится в зоне санитарной вредности Вагонного завода и Вискозного института, минимальный разрыв от жилой застройки для последнего установлен с наветренной стороны в 500 м. Учитывая, что существующая застройка на 99% деревянная, индивидуального характера, амортизация на 30-60%, что водопроводные и канализационные сооружения будут использоваться Вискозным институтом и Вагонным заводом ( для которых главным образом они и строились), что дороги города будут использоваться как подъездные пути к Ярославскому шоссе от новой территории и что застройка территории города в связи с наличием плавунов чрезвычайно затруднена, - решение о прекращении капитальной застройки на старой территории  вопросом о судьбе существующей застройки не осложняется, т.к. означенный фонд должен поддерживаться до момента его естественного выбытия за износом.
3. Застройка площадки Перловка-Тайнинка крупными каменными зданиями не потребовала бы вырубки зеленых насаждений
4. Учитывая эти соображения Президиум МОИК утвердил в 1931 году схему распределения территории г. Мытищи, по которой все новое капитальное жилищное строительство города должно быть перенесено на другую сторону железной дороги и размещено к северу от площадки Перловки и Тайнинки, включая последние.
5. Однако в настоящее время вопрос о застройке г. Мытищи находится в весьма тяжелом положении. Освоение участков под застройку требует предварительно вложить в их благоустройство  ( водопровод, канализация, мощение) до 700 тыс. руб. Каждый отдельный застройщик ежегодно получает ассигнования на жилищное строительство в размерах, при которых он приступить к освоению новой территории не в состоянии. Это приводит к тому, что уже в течение двух лет (при наличии схемы распределения территории) продолжается бесплановая и хаотическая застройка города. Военвед строит жилые каменные дома у своего института на участке  новой городской территории, но в отрыве и от последней  (в районе складов и карьеров),  Вискозный институт строит в районе трассы Волга-Москва поблизости от старой территории Мытищ, Лесотехнический институт строит на своем участке, керамический и кирпичный заводы - у промплощадок , Вагонный завод - в Тайнинке и т.п. Горсовет решительного противодействия этим тенденциям застройщиков не оказывает.
Имеется угроза сохранения этого положения и в 1936 году. Помимо упомянутых застройщиков, пытающихся осуществить и в 1936 г такое же размещение строительства и ряд других организаций продолжает хаотическую застройку. Так Госбанк предлагает возвести 10 рубленых домов в Перловке и т.д.
В результате происходит огромное удорожание строительства, не благоустраивается город и со стороны архитектурного оформления эффекта от строительства не получается.
В соответствии с этим Мособлплан и Мособлкоммунотдел предлагают Президиуму МОИК утвердить схему планировки г. Мытищи с практическими предложениями по упорядочению застройки города, изложенными в проекте постановления Президиума МОИК

Зампред Мособлплана Вижницер
Зав МОКО Недзвецкий


Вскоре на основе этой докладной записки Мособлплана вышло Постановление Мособлисполкома (МОИК) «О схеме планировки и порядке застройки города Мытищи.» от 05 марта 1936 года и  вслед за ним итоговое Постановление Президиума МОИК
Постановление Президиума Исполнительного комитета Московского областного Совета
 05.05.1936 № 1102
О схеме планировки и порядке застройки города Мытищи.
1. Предоставленную МОКО схему планировки города Мытищи с поправками Областной Междуведомственной  Планировочной Комиссии утвердить.
2. Предложить Мытищинскому Горсовету прекратить выдачу разрешений на застройку старой территории города Мытищи и сконцентрировать все дальнейшее строительство в восточной части новой незастроенной территории города, обязывая всех застройщиков принимать долевое участие в коммунальном строительстве на новых осваиваемых территориях (дорожное строительство, водопровод, канализация и т.п.)
3.Разрешить Мытищинскому Горсовету отвести в соответствии со схемой планировки Главучтехпрому НКП РСФСР земельный участок площадью в 6 га для постройки фабрики учебных пособий в квартале с литером А и под жилищное строительство и закрепить за Военведом участок на новой территории г. Мытищ площадью в 20 га.
4. Жилищное и  социально-культурное строительство для объединенных в единое заводоуправление заводов №8 и бывш. №38 возводить на территории поселка бывшего завода №8

             Зампред Мособлисполкома С. Губерман

К документу был приложен план-схема планировки новой территории Мытищ.
Вот он.


К этому плану мы еще вернемся в конце заметки.
= = = =
Интересно, что в промежуточном документе от 5 марта 1936 года был еще отдельный пункт про переезды через ж/д:
"Учитывая, что имеющихся переездов через Сев. железную дорогу совершенно недостаточно и что эти переезды расположены крайне неудобно для города (тем более что Рупасовский переезд закрыт) , поставить перед НКПС вопрос о необходимости срочной постройки переезда в разных уровнях."
Вечная тема, актуальная и для сегодняшних Мытищ. 
Как видим прошло "всего" чуть больше 40 лет и такой "переезд" был построен (эстакада Олимпийского проспекта).
Прошло еще 40 лет и скоро согласно обещаниям городских властей заработает еще одна эстакада в Новые Мытищи с Ярославского шоссе - в районе Тайнинки.  Значит следующий переезд мытищинцам следует ожидать примерно в 2060-м. 
= = = =
В пункте 3 записки Мособлплана упомянута  фабрика учебных пособий.Так получилось, что эта фабрика стала  одним из действующих лиц в истории первый попытки запуска проекта «Новые Мытищи».

В январе 1936 года Главучтехпром отправил в Московский областной коммунальный отдел (МОКО) такое письмо:
Просим разрешить отвод участка в городе Мытищи под строительство завода физэлектроприборов, базы естественно-исторических коллекций и жилкультбытстроительство на 3000 человек.  Строительство главного производственного здания запланировано  трехэтажного здания длиной 238 м и шириной 16м, база - длиной 102 м и шириной 20 м, жилые дома в 4 этажа.
Обусловлено использованием рабочих и ИТР завода №4, переводимого в связи с реконструкцией города Москвы.»

Письмо завершалось оптимистическим аккордом,  о том, что построенная фабрика «даст начало строительства нового социалистического города Мытищи». Видимо, предполагалось, что мытищинцы просто ждут не дождутся, когда на фоне всяких мелких предприятий вроде вагонного завода и вискозного института, наконец появится по-настоящему достойная фабрика, а то без нее начать «строительство нового социалистического города Мытищи» никак невозможно.

Обращение Главучтехпрома было поддержано специальной запиской Народного Комиссариата Просвещения РСФСР.
В ней говорилось: «Постановлением СНК РСФСР от 26 декабря 1935 года  отпущено 6 млн руб на начало строительства в 1936 году двух предприятий, а именно: завода физэлектроприборов и института-базы по составлению естественно-исторических коллекций, которые строятся  взамен действующих и подлежащих выселению из занимаемых помещений завода физэлектроприборов вследствие перепланировки района в рамках плана реконструкции Москвы, а институт-база вследствие того, что её отделы размещены в торговых и складских помещениях и разбросаны по 6 точкам Москвы.
Между тем Моссовет отказал в отводе стройплощадки в Москве. В виду крайности мы не возражали бы построить эти предприятия неподалеку от Москвы, чтобы сохранить основные кадры специалистов.  Это главным образом любители-энтомологи, ботаники, физики, тесно связанные с научными учреждениями Москвы и рассчитывать на то чтобы они выехали из Москвы не приходится.
Такую площадку мы подыскали в Мытищах. На отвод этой площадки дали согласие Моссовет, МОИК,  Мытищинский горсовет и Мособлплан. Завод физэлектроприборов и институт-база совершенно безвредны для окружающего населения. Эти предприятия смогут украсить район, в котором будут располагаться, так как архитектурно могут быть оформлены в любом стиле, соответствующем планировке района.»

Интересно, что на документе есть чья-то пометка наискось карандашом: «По Мытищам у нас было совещание,  облплан категорически возражает пускать кого-либо в Мытищи. В этом тоне разработать проект каковой я, пользуясь случаем,  посылаю».

Последовала переписка, где кстати приводился  и список учебных пособий, который планировалось выпускать на фабрике: электрофорная машина, динамо-машина, индукционные катушки, модель телеграфа Морзе и т.п.
Разрешить строительство фабрики Главучтехпрому разрешили, но обложили массой условий, которые выполнить небольшой фабрике было явно не под силу. Потребовали «осуществить в 1936 г. работы по освоению территории завода и территории жилищного строительства, в частности устройства подъездных путей от Ярославского шоссе к территории завода и жилищного строительства с мощением в той части, которая проходит по намеченной проектом магистрали города; обеспечение этих территорий водопроводом и канализацией.»

В итоге фабрику, которая получила название «Природа и школа» №14 строить начали, но строили долго, а когда здание достроили, оно уже получило совсем другое назначение.


Вот несколько свидетельств.
ДАНИЛИН Степан Петрович
Родился в 1881 г. в д.Мытищи Мытищинского р-на Московской обл.; русский; б/п; кассир строительства завода "Физэлектроприбор'" г.Мытищи; арестован 21 августа 1937 г.; приговор 8 сентября, расстрелян 9 сентября 1937 г.
2. Решение Мособлисполкома №2817 от 21.12.1939
Об отводе участка земли фабрике N 14 "Природа и школа" Наркомпроса РСФСР под строительство здания школьного типа в г. Мытищи
На очередной оперативке Орлович поручает своим сотрудникам поискать в ближнем Подмосковье, в обмен на здание на Земском, помещение, в котором можно было бы разместить и технологические линии, и испытательное и измерительное оборудование, и механический участок, и лаборатории, и администрацию, и разные службы. Шли дни, но ничего подходящего не находили. Теперь предоставим слово Якову Владимировичу Эшкинду.
Однажды Теодор Максович послал меня в 22-й институт, который располагался в Мытищах. Закончилась деловая часть, но неделовая часть несколько затянулась. Тогда хозяева предложили мне переночевать в общежитии, которое располагалось поблизости в недостроенном здании фабрики "Природа и школа". Когда я оказался в этом здании, то сразу понял — вот то, что нам надо! Здание длинное, 3 этажа, но нет внутренних перегородок — одни столбы и пол из плит. Кругом кровати для командированных. Утром я прямо из Мытищ позвонил Орловичу. Он вскоре приехал и находку одобрил.
Быстро был оформлен обмен, и в здании закипела работа.

Про эту, самую старую часть нового города у Шарапова поля и Ядреевского шоссе  интересно написано здесьздесь и здесь.

= = = = = = =
Вот такая вкратце история непостроенных Новых Мытищ 1930-х. У мытищинских предприятий не было достаточных средств,  не было и особого желания осваивать новые территории. Потом мрачные 1937-38 годы, потом война, поэтому реально город шагнул через железную дорогу не в 1936-м, а много позже, уже после войны, в конце 1940-х – начале 1950-х.
Фотографии Мытищ 1950-х в книжках про Мытищи и в интернете найти еще можно,  а вот фотографий 1930-х совсем нет… Тем более фотографий мест, где впоследствии были построены кварталы Новых Мытищ. Немцы в войну аэрофотоснимков этих территорий тоже не сделали,  что им там было фотографировать?
Поэтому за неимением других вариантов к плану 1936 года мы приложим карту 1964 года и спутниковые снимки 1970 года и 2019 года.

План Новых Мытищ 1936 года
Новые Мытищи-1936_схема_рез.jpg

Карта, 1964 год



Новые Мытищи, 1970 год


2019 год



На всех фотографиях легко определяется неправильный  четырехугольник территории, запланированный под фабрику, который на плане 1936 года обозначен литерой А и ограничен новопроложенной  Шараповской улицей, ул. Колпакова ( б. Ядреевское шоссе) и по двум сторонам Ново-Мытищинским проспектом.
Где в современном городе находится тот квартал, который на плане 1936 года был отведен под жилую застройку первой очереди? Похоже, что это нынешние кварталы №3 и №4, значит во время строительства Новых Мытищ уже 1950-х порядок застройки был изменен.

Источник: ЦГАМО, ф.2157, оп. 1, д.1453

Tags: история, мытищи, новые мытищи, план, строительство, улица
Subscribe

Posts from This Journal “улица” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

Posts from This Journal “улица” Tag