elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Categories:

Старые Мытищи. Мытищинский кинофестиваль 1912 года.

Венецианский кинофестиваль ведет свою историю с 1932 года,  первый Московский кинофестиваль  был проведен  в 1935 году, Каннский кинофестиваль - в  1946 году.  А в Мытищах первый кинофестиваль состоялся уже  в 1912 году! Свидетелями этого триумфа нового искусства XX века остаются два не очень приметных здания на улице Абрамова в Старых Мытищах – два дореволюционных мытищинских кинотеатра.




К 1912 году кинематограф стал одним из самых распространённых и обычных зрелищ в крупных и средних городах России.
«Пройдитесь вечером по улицам столиц, больших губернских городов, уездных городишек, больших сел и посадов, и везде на улицах с одиноко мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же: вход, освещённый фонариками, и у входа толпу ждущих очереди — кинематограф… Загляните в зрительную залу, вас поразит состав публики: здесь все — студенты и жандармы, писатели и проститутки, офицеры и курсистки, всякого рода интеллигенты в очках, с бородкой, и рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники, словом, — все…»
— А.Серафимович. «Машинное надвигается». — «Сине-фоно», 1912, № 8.

Только в 1912 году в Московской губернии электрические  театры, они же синематографы, они же  кинематографические театры были построены  Ф. Мамаевым в Павловском Посаде, В. Арзамасовым  в Коломне, И. Рябышевым  на станции Лосиноостровская, М. Кобызевым в Пушкино, Бобковой, Кузьминым, Опариным и Шапкиным - в Бронницах, в Можайске.
братья_Люмьер_100.jpg
А как же Мытищи?
Нормально.  Как всегда – в первых рядах!
2 апреля 1912 года в Строительное Отделение Московского Губернского правления было подано прошение от Екатерины Павловны Чистовой о разрешении постройки синематографа.
«Прилагая при сём чертежи на предполагаемую постройку во владении Шибаевой в Больших Мытищах Московского уезда театра для открытия в этом здании синематографа из бетонного кирпича, имеем честь покорнейше просить разрешить  означенную постройку для открытия в нём кинематографического театра. Жительство имею станция Щёлково Северных ж.д.
Е. Чистова»
История Екатерины Чистовой, первой мытищинской кино-бизнес-леди – это отдельная история с захватывающим сюжетом.  Достаточно сказать, что на ее основе граф Л.Н.Толстой  написал повесть «Живой труп».
6 апреля 1912 г проект был одобрен Строительным Отделением, а уже 18 июня 1912 года архитектор Ф.Рыбинский осмотрел здание для кинематографа,  принадлежащего Е.П. Чистовой, и составил рапорт о том, что «строение выстроено согласно утвержденных чертежей, в видимых частях и конструктивном отношении достаточно прочно».


2 августа 1912 года
В Строительное Отделение Московского Губернского Правления
Екатерины Павловны Чистовой
жительствующей  при станции Мытищи
ПРОШЕНИЕ
Прилагая при сём чертежи на пристройку к существующему кинематографическом театру, разрешенному строительным отделением по протоколу от 2 апреля 1912 года и находящемуся в Мытищах по Ярославской железной дороге, имею честь покорнейше просить разрешить нам означенной пристройку и выдать утвержденные чертежи.
26 сентября 1912 года техником архитектуры С.В.Красильниковым по итогам осмотра здания  «прочность и правильность работы по пристройке одноэтажного каменного фойе кинематографического театра» была засвидетельствована.
К прошению приложен «План местности и участков земли, сданных в аренду крестьянке Владимирской губернии Ковровского уезда Фуниково-Горской волости деревни Хмелёво Домне Лукиничне Бахилиной.»
Благодаря этому плану для нас сохранился еще одно свидетельство того, какими были Мытищи 100 лет назад, в начале XX века.
Таким образом можно предположить, что уже в июне 1912 года кинотеатр Чистовой начал давать сеансы, а в октябре – стал еще более привлекательным для публики за счет нового фойе.
Вероятно дело пошло и пошло хорошо. Документального подтверждения этому нет, но есть подтверждение косвенное.  Известная формула нашего современника экономиста Евгения Григорьевича Ясина  («свобода предпринимательства, конкуренция, верховенство права») была актуальна и 100 лет назад и сработала как надо. Видимо успех предприятия Чистовой был такой, что мысль «А я что же?»  посетила не одну предприимчивую голову, и вопрос был не в том быть или не быть, а в том кто окажется быстрее.
Буквально напротив  кинотеатра Чистовой, через переулок (нынешняя улица Никитина),  в вершине треугольника, образованного нынешними улицами Колонцова, Абрамова и Титова, было владение братьев Борисовых - пекарня, жилой дом, хозпостройки.
Неизвестно, сами Борисовы оказались такими хваткими или к ним на чашку чая со свежими булками из собственной пекарни напросились побеседовать некто г-н Теодор Генрихович Керстнер и германский подданный Гуго Августович  Якоб и уже они  сделали братьям Борисовым предложение,  от которого невозможно было отказаться, но факт остается фактом – уже 6 октября 1912 года в Строительное Отделение МГП поступило прошение от братьев Борисовых на постройку собственного  синематографа.
6 октября 1912 года
Строительное Отделение МГП
Крестьян Ярославской губернии Рыбинского уезда Николо-Кормской волости села Еремейцево Ивана Ивановича и Александра Ивановича Борисовых
Прошение
Представляя при сём чертежи в 2-х экземплярах на постройку нами синематографа на арендуемой земле Русского Императорского Технического Общества при ст. Мытищи Северных ж.д. Московского уезда, просим Строительное отделение утвердить таковые и выдать надлежащее удостоверение
И.Борисов, А.Борисов
Строительное отделение запросило Московского уездного исправника:
«Препровождая при сём чертежи на постройку И.и А. Борисовыми синематографа при ст. Мытищи Северных ж.д. на земле Императорского Русского Технического Общества Строительное отделение поручает сличить план с натурой и по результатам донести с возвращением приложения и с заключением не встречается ли каких-либо препятствий к разрешению проектированной постройки.»
Препятствий не встретилось, разрешение было получено и  стройка пошла полным ходом.
Вот план местности с владением Борисовых.
А - Проектируемое одноэтажное каменное крытое железом помещение для кинематографического театра
Б -  проектируемая одноэтажная каменная крытая железом пристройка для помещения центрального парового отопления, динамо-машины и уборных.
Г и В -  существующие деревянные крытые железом жилые дома
Д - существующая крытая железом терраса
Е - существующая деревянная крытая железом [конюшня]
Ж -  существующий крытый железом навес
З - существующая каменная крытая железом кладовая
И - колодец.
15 ноября 1912 года уездный исправник доложил в Строительное Отделение, что постройка здания синематографа во владении Борисовых окончена.
20 декабря 1912 года сверхштатный техник – гражданский инженер С.Д. Александров вместе с мытищинским полицейским надзирателем Капустиным осмотрел здание для электрического театра Борисовых при станции Мытищи Северных ж.д. и составил Акт об освидетельствовании постройки здания, где указал, что «отступлений от утвержденного проекта не нашли».
22 декабря 1912 года братьям Борисовым было выдано свидетельство на пользование зданием.

Таким образом в новый 1913-й год Мытищи вошли с целыми двумя кинотеатрами.

Если бы тогда уже была книга рекордов  Гиннеса, можно было смело подавать заявку на место с самой высокой плотностью кинотеатров.  А в игре «Что-Где-Когда» задавать  вопрос:  «В одном российском городе есть две улицы с кинотеатрами,  на каждой улице по два кинотеатра. Сколько в городе кинотеатров?»


Кинотеатр был построен действительно по последнему слову, все было предусмотрено для комфорта зрителей. Помимо самого зрительного зала и  фойе – электрическое освещение и отопление (собственная динамо-машина и котельная), вентиляция, теплые (!) туалеты.
По-другому в 1912 году уже было нельзя. После страшных пожаров в кинотеатрах, унесших много жизней, в том числе и в России (пожар в кинотеатре на станции Бологое)  были разработаны и стали обязательными  «Нормальные Правила по устройству и содержанию театров-кинематографов», подписанные министром внутренних дел России П.А.Столыпиным.
Согласно этим правилам разрешалось открывать кинотеатры только на первых и вторых этажах каменных зданий, было запрещено устройство кинозалов непосредственно над и под аптеками, аптекарскими складами и москательными лавками. Кинотеатры следовало отделять от других помещений глухими каменными стенами и несгораемыми потолочными перекрытиями. Обязательны были запасные выходы на случай пожара. В каждом зале правила требовали устройства принудительной вентиляции.
Постепенно вырабатывались и цензурные ограничения для кинематографов. В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию). 27 ноября 1908 года при канцелярии московского градоначальника была учреждена должность цензора кинематографических лент.

Конкуренция двух мытищинских кинотеатров при таком близком взаимном расположении была неизбежна.

Уже весной следующего 1913 года в Строительное отделение Московского Губернского правления поступило донесение от Московского уездного исправника
проекционная аппаратура в кинокамере кинематографа «Пикадилли» (Невский пр., д.60). Автор съемки К.К. Булла. 1913. ЦГАКФФД СПб.jpg
27 дня мая 1913 года № 3369
Согласно параграфу 3 Нормальных правил по устройству и содержанию театров-кинематографов утвержденных  8 мая 1911 года,  требуется чтобы здание было окружено со всех сторон свободным местом шириной не менее 5 сажень, между тем как донес полицейский надзиратель мытищинского вагоностроительного завода рапортом от 23 марта сего года за № 750, что у него в участке имеется театр-кинематограф, построенный из бетонного кирпича, принадлежащий Торговому Дому И. И. и А. И. Борисовы, ныне сданный ими в аренду московскому мещанину Теодору Генриховичу Керстнер и германскому подданному Гуго Августовичу Якоб и рядом вплотную с этим театром находится двухэтажный деревянный дом, тех же владельцев, нижний этаж которого занят хлебопекарней, а верхний служит спальным помещением рабочих Борисовых.
О чём доношу Строительному Отделению на распоряжение.
Исправляющий должность Уездного Исправника подпись
= = = = = = = = = =

Дело дальнейшего развития не получило. Из Строительного отделения поступил аккуратный, но определенный  ответ.

проекционная аппаратура в кинокамере кинематографа «Пикадилли» (Невский пр., д.60). Автор съемки К.К. Булла. 1913. ЦГАКФФД СПб.jpg
31 мая 1913 года № 1552
Московскому Уездному Исправнику
Вследствие рапорта от 27 мая за № 3869 Строительное Отделение сообщает, что проект на постройку зданий для электрического театра во владении Борисовых при  станции Мытищи  утвержден и.д. губернаторам по протоколу отделения от 12 ноября 1912 года за № 627, причём было принято во внимание как донесение Ваше к рапорту от 26 октября за № 12985 так и то обстоятельство, что здание отмеченного театра окружено с трех сторон улицею и переулками, а с четвертой  стороны разрывами более 5 сажен, и лишь только по одной небольшой (3,84 сажени) части здания примыкает деревянной жилой дом, но отделенный от здания брандмауэром.
Неизвестно, что или кто были движущей силой вышеприведенного донесения, однако в деле подшито еще одно «донесение», датированное уже 1916 годом.
проекционная аппаратура в кинокамере кинематографа «Пикадилли» (Невский пр., д.60). Автор съемки К.К. Булла. 1913. ЦГАКФФД СПб.jpg
Его Высокопревосходительству
Московскому губернатору
от Ивана Евдокимовича Бахилина,
живущего при станции Мытищи в Северных железных дорог.
Прошение
Имею честь довести до Вашего сведения, что при ст. Мытищи Северн. ж.д. имеется синематограф Торгового дома Борисовых,  функционирует в постройке выстроенной не согласно строительного устава, так что к синематографу примыкает вплотную деревянный двухэтажный дом и несколько других деревянных построек  и грозит в пожарном отношении опасностью всему поселку.
Член пожарного общества Иван Евдокимович Бахилин
Июня 1 дня 1916 года
= = = = = =

Можно вспомнить, что кинотеатр Чистовой  работал на участке, которым владела Домна Лукинична Бахилина и  успешность кинотеатра наверняка давала определенные дивиденды и владельцам участка. Наличие конкурента в виде кинотеатра Борисовых эту приятную для супругов Бахилиных картину нарушало. А может быть это лишь  конспирология и Иван Евдокимович Бахилин выступал как истинный патриот земли мытищинской и ответственный член мытищинской пожарной дружины. Не исключено. Но сомнительно, учитывая историю с самовольным постройкой Бахилиным дома на земле ИРТО,  о котором рассказывалось в заметке о сестрах Князевых и землях ИРТО в Мытищах.
Так или иначе на обращение Бахилина власти отреагировали спокойно-бюрократически и дали понять, что вопрос закрыт, возвращаться к нему неактуально. А для лучшего понимания постановили взыскать  с Ивана Евдокимовича гербовый сбор в размере 2 руб. «на оплату его прошения и настоящего ответа.»

проекционная аппаратура в кинокамере кинематографа «Пикадилли» (Невский пр., д.60). Автор съемки К.К. Булла. 1913. ЦГАКФФД СПб.jpg
Представление
Московскому уездному исправнику
Июня 4 дня 1916 года №12184
С представлением сего доношу Его Превосходительству Г. И.Д. Московского Уездного Исправника, что электрический театр Борисова при ст. Мытищи функционирует по свидетельству Московского Губернского правления от 22 декабря 1912 года за № 3878. После осмотра этого театра в 1912 году никаких построек как примыкающих к нему Борисовым возведено  не было.
Полицейский надзиратель подпись
проекционная аппаратура в кинокамере кинематографа «Пикадилли» (Невский пр., д.60). Автор съемки К.К. Булла. 1913. ЦГАКФФД СПб.jpg
От: Строительное Отделение Московского Губернского Правления
Кому: Московскому Уездному исправнику
Июня 22 дня 1916 года № 1344
Строительное Отделение поручает Вам объявить Ивану Евдокимовичу Бахилину, проживающему при ст. Мытищи Северн. ж. д. на прошение его на имя г. Московского Губернатора,  что здание кинематографа Борисовых, при ст. Мытищи Сев. ж.д. выстроено согласно проекта, утверждённого по протоколу Строительного Отделения Г. Губернатором, а также что никаких других построек, которые не значились бы на утверждённым чертеже, возведено не было. Кроме того имеете взыскать с Бахилина гербовый сбор в сумме 2 руб на оплату его прошения и настоящего ответа.
= = = =  =

Здание б. кинотеатра Чистовой сейчас узнать трудно. Оно несколько раз реконструировалось и постепенно превратилось в трехэтажное. Сейчас в нем структуры МВД - отделение полиции, отдел по вопросам миграции.

Здание кинотеатра Борисовых почти не изменилось, оно пережило и революционную историю, и послереволюционную , и советскую, и российскую, и стоит на том же самом месте, его несложно узнать. Оба входа на месте.  Можно даже зайти в дверь бывшей аппаратной, на днях проезжал мимо, на двери была надпись что-то вроде «Срочное фото».
Вот оба дореволюционных мытищинских кинотеатра на космо-фотографии части старых Мытищ на территории бывших земель Императорского Российского Технического Общества.

О том,  как сложилась судьба первооткрывателей мытищинского кино, известно немного.
Известно, что сразу же после запуска кинотеатра в Мытищах, Е.П. Чистова подала 11 октября 1912 года  прошение о постройке кинематографического театра в Перово Московского уезда Московской губернии, есть в архиве такое дело.  Было ли это запланированным «расширением сети» или как-то связано с конкуренцией кинотеатра Борисовых в Мытищах? Удалось ли предприятие Чистовой в Перово?
Есть  воспоминания Австриевского и Шеина -  активных  участников  рабочего движения в годы революции и первые годы советской власти. В них говорится, что в бывшем здании кинематографа уже в 1919 году разместилась мытищинская ЧОН – часть особого назначения. По наследству здание все советские и постсоветские годы занимали и занимают структуры МВД.
Кинотеатр Борисовых в 1940-х – 1950-х годах стал городским мытищинским кинотеатром «Центральный», старожилы-мытищинцы, заставшие эти годы, его хорошо помнят.
В архиве есть еще один интересный документ, в котором упоминается мытищинский кинотеатр.
проекционная аппаратура в кинокамере кинематографа «Пикадилли» (Невский пр., д.60). Автор съемки К.К. Булла. 1913. ЦГАКФФД СПб.jpg
В Исполнительный Комитет Московского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов
4 мая 1917 года  №3325
От Мытищинского Районного  Совета Рабочих Депутатов

Мытищинский Сов. Рабоч. Депутатов доводит до сведения Исполнительного Комитета, что в виду неимения Советом соответствующего помещения для собраний как Совета, так и Исполнительного Комитета и в виду того, что в Мытищах имеется частный синематограф, не занимаемый никем уже в течение 3 лет Мытищинский Совет Рабочих Депутатов просят об оказании содействия со стороны Московского Исполнительного Комитета по занятию реквизионным путем пустующих помещений синематографа для нужд Мытищинского Совета Рабочих Депутатов. Переговоры с владельцем помещения грозят затянуться, что тяжело отражается  на работе Мытищинского совета

Секретарь совета Вознесенский
Инструктор Шалин

Хороший документ. Владелец попался какой-то несговорчивый, политически близорукий, …не понимает, что тяжело отражается…Так сейчас мы его реквизионным путем…
Заодно мы узнаём, что кинотеатр уже 3 года не работает (если товарищи из Мытищинского Сов. Рабоч. Депутатов не вводят в заблуждение вышестоящих московских товарищей).
Интересно о каком из двух кинотеатров идет речь?
=  =  =  =  =  =

Так и стоят в Старых Мытищах  два здания-аборигена, родоначальники мытищинского кино, предки всех нынешних многозальных киномоллов.  Тихо стоят.  Не удостоены они ни специального стенда в ближайшей округе, ни маленькой таблички с QR-кодом. Наверное, это очень сложно. Возможно когда-нибудь  на бывших кинотеатрах появятся такие QR-таблички, если кто-то об этом подумает. И если исторические здания до этого момента доживут.


Tags: Бахилин, Борисов, Чистова, история, кино, кинотеатр, мытищи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments