elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Categories:

Старые Мытищи. Народный дом и фотошоп.

Небольшая задачка для свободного времени.
С дореволюционных времен осталось две фотографии Народного дома в Мытищах. Они хорошо известны. В советские времена НарДом перешел в разряд пережитков прошлого и фотографов уже не привлекал, появились сюжеты поважнее – заводы, стройки коммунизма, стахановцы, комсомольцы.
Оказалось однако, что фотографий Народного дома не две, а две с половиной.



Фото 1. Мытищи. Дореволюционная открытка. ~1911 год


Фото 2. Мытищи. Мытищинская добровольная пожарная дружина  у Народного дома. Из книги "М. Клычникова. Г.Мелентьев - Мытищи и окрестности. Мытищинская волость на рубеже XIX-XX веков."


Фото 3



Последнее фото мне показал (или выражаясь высоким краеведческим языком – предоставил)  Дмитрий Гурьянов. Судя по оформлению и подписи,  фото скорее всего из экспозиции музея ММЗ, который располагался в клубе ММЗ.
Не надо быть большим краеведом, чтобы увидеть, что это фото «доработано»  из дореволюционного . Идея понятна: революционная борьба, рабочие, народный  дом, нелегальная работа с массами. Есть фотография этого самого Народного дома? Есть.  А где же  рабочие? Непорядок. Кто у нас тут фотограф? Пусть сделает как надо.
- Пожалуйста. Вы хотели рабочих? Вот  они, после тяжелого трудового дня твердой пролетарской походкой идут около Народного дома.
Называлось это "ретушь" и были профессионалы фотодела, которые  владели такими специфическими навыками, что надо могли добавить, что  не надо – убрать.

Теперь вернемся к первым двум фотографиям. Это документы и они вроде бы должны помочь определить, где сделаны снимки, где был в Мытищах Народный дом. Но так не получается.


Фото 1. Какое время года? Деревья голые, солнце яркое, наш фотограф-селфер – в пальто,  у детей, изображающих очередь в кассу – тоже одежка совсем не летняя. Скорее всего – весна.
Еще один неявный, но всегда  информативный элемент на фотографиях – тени. Здесь мы видим тень от какого-то немалого строения. Тень падает на землю слева по диагонали , практически по направлению съемки. Отметим этот момент.

Теперь посмотрим на фото 2,  с пожарной командой. Тут с тенями плохо, то ли день такой, то ли фотограф поработал – и небо и земля абсолютно однотонные. (Дополнение от октября 2020г:  Пользователь с ником paran0lik сообщил, что фотография из книги,  размещенная им на pastvu.com была дополнительно обработана и отретуширована.  Так что с тенями плохо совсем). Зато есть одна деталь, которую не сразу и заметишь. В правой части кадра, на дальнем плане. Увеличим.
Могу конечно ошибаться, но по-моему явно проглядывает шпиль колокольни Владимирского храма на Ярославском шоссе.

А теперь задача.
Нам понадобится какая-нибудь правильно ориентированная по сторонам света карта или схема  старых Мытищ. Есть такая схема. Примерно 1960 года, судя по тому что по ул. Диспансера (ныне акад. Каргина) дома №30, 30а, 30б, построенные в 1959-1960гг - уже есть , а домов 32 и 34 еще нет. Схема не во всем точна (например,  нет дома 14 по ул. Коминтерна и дома 17 по ул. Диспансера ) но сейчас не про это, важно, что на тот момент еще практически полностью сохранилась старая застройка Мытищ и она отражена на схеме.

Итак задача:
Дано: две фотографии Народного дома.
Требуется: Расположить на карте Мытищ этот самый Народный дом так, чтобы его положение удовлетворяло условиям из фото 1 и фото 2. То есть чтобы солнечная тень на фасад падала слева по диагонали и чтобы  за фасадом была церковь.
У меня не получилось. Даже подумалось – уж не дореволюционный ли «фотошоп» тени на фото с открытки? Может быть я чего-то не догоняю. Любую помощь принимаю, одна голова хорошо, а не одна – лучше.
С Новым Годом!


Tags: мытищи, народный дом
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Recent Posts from This Journal