elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Category:

Мытищинские аэродромы в Тайнинке и Черкизово

Все знают, что в 1930-1950-х годах на территории нынешних Новых Мытищ был аэродром. В память о нем названа улица Летная, на пересечении улиц Летная и Сукромка героям – выпускникам мытищинского аэроклуба  установлен памятник.  О мытищинском аэроклубе немало написано в книгах о Мытищах, там есть  славные биографии его выпускников и инструкторов, фотографии. Но я нигде не видел точного места расположения самого аэродрома.

В основном словесные описания типа «примерно в границах между современными улицами Летной и Юбилейной». Захотелось найти какой-нибудь документ, где есть план или карта. Нашел.

Аэродром в Тайнинке

Краткая хроника создания Мытищинского аэроклуба и аэродрома.
1932 год. Центральный Совет Осоавиахима поставил задачу шире практиковать обучение летно-технического состава без отрыва от производства. В связи с этим было предложено последовательно осуществлять переход от авиашкол к аэроклубам. Это позволило увеличить выпуск специалистов. Если в 1928 - 1930 гг. Осоавиахим подготовил 132 пилота, то в 1933 г. - уже 766 пилотов и 179 летчиков-инструкторов, а в 1935 г. – уже 2770 пилотов, 120 летчиков-инструкторов и 106 авиатехников. Число авиашкол к 1935 г. сократилось с двадцати до двух, в то время как количество аэроклубов выросло до 122, парк самолетов Осоавиахима в 1935 г. по сравнению с 1930 г. увеличился в 20 раз.
1935 год. На 8-ом Пленуме  Московского областного совета Осоавиахима ставится задача развертывания в Московской области сети аэродромов для подготовки в аэроклубах новых кадров летчиков и авиатехников. Кадры должны быть набраны из и комсомольцев  и рабочей молодежи.
8 апреля 1935 года. Президиум Мытищинского горсовета постановляет, что не возражает против выделения земельного участка общей площадью 25 га из земель совхозов ОРСа Химкомбината (16,5 га) и  совхоза завода №8 (8,5 га) и совхоза Химкомбината под строительство аэродрома Мытищинского Райсовета Осоавиахима. При условии , что отвод не будет противоречить проекту планировки новой территории г. Мытищи.
27 декабря 1935 года. Мытищинский горсовет направляет запрос по поводу строительства аэродрома в Мособлисполком.  При этом  Мытищинский Райсовет Осоавиахима сообщает, что на постройку надземных сооружений аэродрома имеется 50000 руб,  собранные в День авиации 1935 года, а Мытищинский  горкомхоз берет на себя компенсацию затрат совхозов завода №8 и Химкомбината.
13 января 1936 года. Отдел Городских Земель и Отвода участков Мособлисполкома и  Моссовета дает согласие на отвод земли под аэродром
26 февраля 1936 года выходит Постановление Мособлисполкома "Об отводе земельного участка 25 га под аэродром  Мытищинского Осоавиахима".

А вот и искомый план расположения аэродрома для районного аэроклуба в г. Мытищи.


Учитывая, что никаких Новых Мытищ в 1936 году еще нет и расчерченное жирной тушью – это  всего лишь элементы проекта застройки новой территории города, определить по этому плану место расположения аэродрома на современной карте города не просто.  Город разросся, места изменились до неузнаваемости. Реперных точек и деталей на плане совсем ничего, тем не менее они есть, и за них можно «зацепиться». Попробуем.
Для сравнения имеет смысл взять не современную карту Гугл/Яндекс, а карту 1964 года. Она достаточно подробная и к моменту ее создания с 1930-х прошло всего лишь 30 лет, а не 80 как сейчас, поэтому с 1930-х наверняка что-нибудь да сохранилось. А с другой стороны реальная планировка центра города к нынешнему времени практически не изменилась, жителям Новых Мытищ, прожившим здесь какое-то время, рассматривая карту 1964 года, тоже есть за что зацепиться глазами и памятью.


Вот как выглядит план 1936 года, наложенный на карту 1964 г.
В моей интерпретации.
Местные новомытищинские «аборигены» наверняка сделают это лучше. Я признаюсь честно Новые Мытищи знаю не очень хорошо,  а в новых районах без телефона вообще запросто могу заблудиться.
«Зацепки»:
- характерный изгиб Яузы (на плане – слева от надписи «Яуза»)
- единственная «наклонная» дорога - Ядреевское шоссе, ныне ул. Колпакова
- дорожки/тропинки на плане в промежутке между д. Ядреево и надписью «совхоз Химкомбината». Часть из них сохранилась и к 1964 году, застройка досюда тогда еще не добралась.
- изолинии высот, которые есть и на плане-1936, и на карте-1964.
На карте 1964 года уже нанесен квартал в начале ул.Летной, что тоже удобно для экстраполяции в наше время.
Выводы о границах аэродрома в современных Мытищах  предлагаю  сделать самостоятельно.

Занятия в аэроклубе начались в 1937 году.
Три заметки о мытищинском аэроклубе из мытищинской газеты «Пролетарий» 1940 года.
памятник_летчикам_100.jpg

Еще один документ тех лет, дающий представление  о том, как в то время наши (пра)бабушки-дедушки жили и работали.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Председателю Мособлисполкома
тов. Пальцеву
Объяснительная записка

Нами было возбуждено ходатайство перед Мытищинским райисполкомом о финансировании строительства жилых домов для летного и технического состава. Весной 1937 года командование подобрало кадры инструкторов - летчиков и техников, которые весь летний период размещались в лагерях в палатках.
С наступлением холодов поскольку РИК не смог предоставить жилплощадь вынуждены были три семьи командиров РККА разместить в учебных помещениях-классах, и двух  инструкторов с тремя техниками-холостяков разместить также в учебном классе. Этим самым Аэро-клуб из-шести  аудитории лишился четырех.  Первого октября начинается период теоретической учёбы. Наличие только двух аудиторий не позволяет полностью развернуть теоретическую учёбу. Непредоставление класса под жильё грозило Аэро-клубу лишением опытных летных кадров.   
Вместо предоставления жилплощади, которой в районе свободный нет РИК вынес решение возбудить ходатайство перед Облисполкомом об отпуске средств на строительство.

Указанные деньги необходимы на покупку, перевозку и восстановление двух колхозных домов, которые по предварительному соглашению покупаем у Плесецкого райисполкома, Архангельской области.
Приобретение этих домов удовлетворит нужды Аэро-клуба в жилой площади.
Просим в нашем ходатайстве не отказать.

Начальник аэроклуба Астафьев
Комиссар аэроклуба

Адрес: пл. Тайнинская Сев. ж.д. , Аэро-клуб . Телефон:  Перловка, 22
22.9.1939
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
Интересно, что дома для комсостава и инструкторов Мытищинского аэродрома закупались на (будущем) Плесецком космодроме.

Аэродром в Мытищах существовал вплоть до конца 1950-х., пишут, что он был закрыт в 1959 году.
В то время уже приличная часть новой территории города была застроена – городок МПС, дома по Новой Шараповской улице/Новомытищинскому проспекту, по Ядреевскому шоссе/ул. Колпакова, по улице Высотников/Мира. Понятно, что в таких условиях «леталось» уже не очень комфортно. Надо было следить, чтобы не попасть на дома. А такое могло быть и было. Вот фрагмент из воспоминаний  тогдашнего курсанта мытищинского аэроклуба, который я нашел на просторах интернета.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
В первых числах августа 1957 года мы проводили парашютные прыжки на аэродроме около Мытищ. Руководил прыжками инспектор Пожаров. Дул крепкий ветерок, и потому прыгали лишь опытные парашютисты. Ветер усиливался. Решили выполнить последний подъем восьми парашютистов, а затем прекратить работу. Прыгали мы с высоты 2000 метров с задержкой раскрытия парашюта 30 секунд. Отделение от самолета производили двумя группами. В первой четверке старшим был я, во второй – Борис Шустров.
Миша Мейлахс набрал заданную высоту, и самолет шел к расчетной точке выброски. По тому, как медленно проплывала под нами земля, можно было догадываться о силе встречного ветра. Самолет резко вздрагивал. Предвидя большой относ парашютистов, Михаил увеличил упреждение. Мы приближались к Москве, отчетливо видели территорию ВДНХ. Наконец прозвучал сигнал: «Приготовиться!» Из первой четверки я отделился последним. Выдержав 30 секунд падения, раскрыл парашют. К моему удивлению, в небе оказалось три купола вместо четырех. Приблизившись, я убедился, что рядом были Женя Подгорбунский и Василий Устинов. Не было с нами Александра Васина. Я наблюдал из самолета его отделение и стабильное начало падения. Сейчас задумываться над причиной случившегося было некогда: как на курьерском поезде, нас несло к аэродрому. Из-за большой скорости горизонтального перемещения не чувствовалось вертикального снижения. Порой казалось, что мы вообще не снижаемся.
У края аэродрома стало ясно, что на него мы не попадем. Ближе к железной дороге вытянулась узкая травянистая полоска земли. Все трое стали прижиматься туда. Однако полоска быстро уходила и вскоре осталась позади. Нас несло на стройку Новых Мытищ, где громоздились недостроенные дома. Приближался большой, пятиэтажный дом, правее которого стоял башенный кран с длинной стрелой. Женю Подгорбунского несло прямо на этот кран. Я маневрировал, стремясь проскочить между краном и домом. Василий Устинов находился левее, и было видно, что столкновения с домом ему не миновать. У самого торца дома меня качнуло так сильно, что я оказался в горизонтальном положении спиной к земле. Было еще метров 15 высоты, и я успел вывернуться. Подо мной была площадка из строительного горбыля, куда я и приземлился. Это была крыша сарая. Сырой горбыль прогнулся и смягчил удар, я даже устоял на ногах. Подгорбунскому удалось избежать столкновения с краном. На мой оклик он ответил: «Все в порядке!»
Взглянув на верх дома; я увидел свесившиеся с крыши ноги Устинова и болтавшийся на стропах парашют. Василий был без сознания. Его удерживало от падения ограждение крыши. Что было сил я бросился к домовой лестнице, сюда уже прибежали местные жители. Василий пришел в себя, собрал парашют и с помощью подоспевших спустился вниз. Вскоре за нами приехала машина.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

Аэродром в Черкизово.

Аэродром мытищинского аэроклуба в Тайнинке в районе был не единственным аэродромом в Мытищинском районе.  Про аэродром  на границе Мытищ и Калининграда между Ярославским шоссе и нынешней улицы Пионерской, где с февраля 1943 г. базировались части 4-ой  авиационной дивизии особого назначения, созданной для выполнения особых заданий Ставки Верховного Главнокомандования и командования ВВС Красной Армии, у  мытищинских и королевских краеведов написано много, повторяться не буду.
Лучше расскажу про еще один аэродром в Мытищинском районе – в Черкизово, недалеко от Тарасовки, про него мало кто знает. Я тоже не знал. Если вы ездили на машине/велосипеде от Пироговского перекрестка направо, по дороге на Тарасовку и Пушкино,  к Тарасовке, то место это проезжали.

Как уже упоминалось, в 1935-36 гг  организации Осоавиахима активно подбирали в Московской области места, подходящие для устройства аэродромов. Одно такое место нашли недалеко от села Черкизово Мытищинского района.
Мытищинский райисполком своим постановлением от 27 мая 1936 года на основании решения общего собрания колхоза «Черкизово» имени товарища Л. М Кагановича отвёл участок площадью около 80 га из земель этого колхоза Центральному аэроклубу СССР имени тов. Косарева для организации и оборудования аэродрома. Даже не районный аэроклуб тут проявил инициативу, а прямо сам Центральный.

Чертеж к отводу участка Центральному Аэроклубу имени тов. Косарева из земель с/х артели им. Кагановича при с. Черкизово, Мытищинского района
Современный спутниковый снимок этого места.
Центральный Аэроклуб произвел землеустроительные работы,  установил пограничные столбы, выполнил ряд земляных и агротехнических работ по приведению этого участка в состояние годные для совершения полетов, вложив более 30000 руб. В 1936 году и в начале 1937 года эта площадка  уже «использовалась для интенсивных полетов».

Площадка в Черкизово Центральному  Аэроклубу так понравилась,  что в начале 1937 года он отправил в Мособлисполком запрос о передаче черкизовского аэродрома полностью в свое ведение. Мотивировали это тем, что «просимый участок земли очень удобен для центрального аэроклуба, так как связан с Москвой электрической железной дорогой и шоссе, что крайне облегчает обучение летчиков без отрыва от производства. В случае ликвидации этого аэродрома в Центральном Аэроклубе будет поставлено под угрозу срыва выполнение плана подготовки авиационных кадров в 1937 году.»

16 апреля 1937 года вышло Постановление Президиума Мособлисполкома «О передаче 75 га из землепользования колхоза им. Кагановича Мытищенского района Центральному Аэроклубу им. Косарева под строительство аэродрома».


Почему черкизовские колхозники вместо того, чтобы посопротивляться отъему целых 75 га их земли, с энтузиазмом проголосовали за передачу ее  под аэродром? Становится понятным если прочитать историю загибов-перегибов в ходе коллективизации в Черкизово. В колхозе на тот момент было «рабочей силы 57 человек, а работают  30 человек, в том числе женщин 75%, мужчин 25%, с уборочной кампанией колхоз не справился, т.к. на одного колхозника приходится по 5 га земли. Из года в год вследствие большой земельной нагрузки колхоз находится  в прорыве. Общее собрание колхозников от 27 апреля с.г.  единогласно согласилось передать часть своей земли под строительство аэродрома.»

Надо сказать, что черкизовские колхозники не прогадали. Полученные ими в качестве компенсации за землю средства были эффективно пущены в дело. Через два года колхоз имени тов. Кагановича уже был в числе передовых и задумался как бы забрать  свою землю обратно. Аргументы нашлись: «Использование участка Аэроклуба  производилось в 1937 и 1938 гг., в 1939 году Аэроклубом участок не использовался. Испрашиваемая земля необходима для расширения посевных площадей, в частности для увеличения овощного севооборота и закладки садов и ягодников.»

13 марта 1940 года Решением Мособлисполкома Моссовета  участок, на котором размещался аэродром, был передан от Центрального Аэроклуба  колхозу им. Кагановича «в вечное пользование». Центральный Аэроклуб к тому времени уже назывался  имени Чкалова. Валерий Чкалов в 1938 году погиб во время испытательного полета, а Александр Косарев, первый секретарь ЦК ВЛКСМ 1929 – 1938 гг ,  основатель ДСО «Спартак», и куратор аэроклубов, был арестован и расстрелян. Чкалову было 34, Косареву – 35 лет.

Источники:
ЦГАМО ф.2157, оп.1, д.1370
ЦГАМО ф.2157, оп.1, д.1580
ЦГАМО ф.2157, оп.1, д.1947
ЦГАМО ф.2157, оп.8, д.23
Коллекция Дмитрия Гурьянова вырезок из старых мытищинских газет

Tags: аэродром, аэроклуб, история, мытищи, осоавиахим
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments