elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Categories:

Станция Мытищи в документах и фотографиях. Часть 1. 1860-е – 1880-е годы.

Станция Мытищи занимает особое место и в моей личной памяти, и в сфере интересов моих исследований. Кажется все доступные в сети фотографии разных лет, так или иначе имеющие отношения к станции, собраны и с биноклем рассмотрены.
Бывает, что вроде бы все есть, но чего-то не хватает. Мне не хватало истории  станции 19 века.


Дореволюционные фото и сведения о  станции, которые у меня  на тот момент набрались,  я поместил в статью «Вокзал станции Мытищи. От Кекушева до конкорса». Есть еще встречавшаяся в книгах о Мытищах и разных краведческих публикациях информация о том, что первый,  докекушевский, вокзал был деревянным и находился на противоположной стороне. Еще есть старые расписания, где станция Мытищи представлена одной строчкой, но  помимо самого расписания движения поездов там есть правила проезда, стоимость билетов, особенности вагонов разных классов и много еще чего в мелких строчках примечаний. Но это, пожалуй, и всё.

Мытищинский вокзал на старых фотографиях безусловно предстает во всей задуманной архитектором красоте, но при  этом  занимает собой почти все 100% дошедших до нас дореволюционных фото.  Другие элементы повседневной жизни станции  – пути, платформы, стрелки, семафоры в кадр почти не попадают.  Мне эти «другие элементы»  были интересны, и я решил поискать их в дореволюционном архиве МПС, он оказался  в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге. Кое-что нашлось, с удовольствием делюсь.

Большинство представленных здесь архивных  документов публикуются впервые. Планы станции Мытищи, как и другие проекты в 19 веке выполнялись на ватманских листах формата А0 или А1, а широкоформатное сканирование в высоком качестве появилось совсем недавно, и еще более недавно наши архивы освоили эти новые технологии и начали предлагать их возможности в качестве услуг исследователям. Чем я и воспользовался. Это заняло «недолгие»  4 месяца и некоторую сумму денег согласно тарифам, зато документы, которые похоже никто никогда с тех давних пор не смотрел, и тем более не копировал,  станут достоянием всех интересующимся. Буду считать это своим вкладом в историю родного города.

Из истории  Московско-Ярославско-Архангельской  железной дороги

В 1859 году было учреждено «Общество Московско-Троицкой железной дороги». Учредителями общества стали А. И. Дельвиг, братья Шиповы и потомственный почетный гражданин, купец 1 гильдии И. Ф. Мамонтов. После смерти И.Ф. Мамонтова в 1869 году дело перешло его сыну Савве Ивановичу Мамонтову.
Ф.В. Чижов. Портрет работы В.Д. Поленова (1875).jpg
          В.Ф. Чижов                                        А.И.Дельвиг                                   И.Ф. Мамонтов

Подобралась, говоря современным языком, «сильная команда».
Ф.В. Чижов был одержим идеей строительства в России частных железных дорог без привлечения иностранного капитала, силами российских предпринимателей.
Андрей Иванович Дельвиг (кстати, строитель 2-го Мытищинского водопровода) как доверенное лицо главноуправляющего путей сообщения и публичных зданий К.В.Чевкина располагал обширными сведениями о развитии железнодорожной сети в России и о конкретных планах строительства частных и казенных линий.
И.Ф. Мамонтов был главным инвестором,  из 4 млн руб, необходимых для постройки дороги, он дал 3 млн.
Между Чижовым и Дельвигом сразу установились близкие  дружеские отношения. «Принадлежа к так называемой партии славянофилов, он высоко ставил знамя народности и православия и не любил Петра I и преобразованного им самодержавия, — писал Дельвиг о Чижове в своих воспоминаниях. — Ни с кем не сходился я так скоро, как с Чижовым, и ни к кому не питал такой дружбы, несмотря на то, что познакомился с ним, когда мне было около 45 лет от роду».

В 1860 году строительство дороги началось из Сергиева Посада в сторону Москвы, в прокладке путей было занято более 6000 рабочих.


Через два года в августе 1862 года был открыт первый участок Московско-Троицкой железной дороги из Москвы до Сергиевского Посада. Поезда ходили два раза в день. На пути следования поездов были построены станции: Мытищи, Пушкино, Талицы, Хотьково и Сергиев. Возле станций были выстроены водонапорные башни для снабжения паровозов водой. Осенью 1862 года на линии было открыто товарное движение.

Прибытие поезда на конечную станцию Сергиево



В 1870-м году железнодорожные рельсы дошли до Ярославля, в 1872 году – до Вологды , а в 1898 году – до Архангельска. Сама дорога уже к тому времени называлась Московско-Ярославско-Архангельская. Все поезда, следующие по ней в Москву/из Москвы  проходили через Мытищи.  В ноябре 1894 года открылось  временное, а в 1895 году- постоянное движение по однопутной  ветке Мытищи – Щелково.  На протяжении почти 40 лет дорога оставаясь частной.

У железнодорожного проекта было два вдохновителя, два мощных двигателя. Идейным вдохновителем строительства был Федор Васильевич Чижов (1811-1877), экономическим и организаторским мотором – Савва Иванович Мамонтов (1841-1919). Биографии этих незаурядных личностей детально исследованы, про Ф.В. Чижова наиболее полно написано в книге И.А.Симоновой «Федор Чижов», а из материалов о С.И. Мамонтове мне ближе его оценка в статье «Савва Великолепный».
«Приведенные данные говорят о том, что С.И.Мамонтов практически во всех своих делах был, говоря холодно и формально, не профессионалом, а дилетантом. И все-таки, безо всякого сомнения, это одна из крупнейших фигур в истории России. И определяется это не процессом, а результатами его жизни. В С.И.Мамонтове можно выделить, среди прочих, два характерных качества: удивительную способность видения полезности в вещах (в широком понимании слова «вещи»), неслыханную интуицию и прозорливость, а также феноменальные организаторские способности.»

От себя пожалуй  добавлю, что если личность Мамонтова  как  энергичного, смелого,  азартного, но расчетливого  предпринимателя и разностороннего мецената мы еще можем представить,  проведя параллели с некоторыми российскими олигархами 1990-х, то Ф.В. Чижов  - это чисто 19 век,  в 20-м веке я его представить не могу, прожить такую жизнь и стать тем, кем он стал, в 20 веке уже было совершенно нереально.

Станция Мытищи. Первый проект.

В 1860 году был разработан проект станции Мытищи - первой от Москвы станции на новой дороге. 15 августа 1860 года проект  был  рассмотрен в Главном Управлении Путей Сообщения и Публичных Зданий и одобрен «с тем чтобы относительно способов питания паровозов водою были представлены дополнительные проекты»  и «на сем основании утвержден к исполнению»  директором Департамента железных дорог генерал-лейтенантом Языковым и Товарищем Главноуправляющего генерал-лейтенантом Герстфельдом.

1860 г. План общего расположения путей и зданий на станции Мытищи (центральная часть плана)

1 - пассажирский дом, 2 -платформы для выхода из вагонов, 3-водоёмное здание, 4- навес для дров, 5 - взъезд до высоты вагонов, 6 - ретирадные места, 7 – казарма, 8 - сторожевой дом.

Первым проектом станции Мытищи было предусмотрено две платформы: одна на Москву, вторая -  из Москвы. К каждой из них примыкали, причем в разных направлениях, дополнительные платформы, более узкие, но и более длинные. Вокзал, который тогда назывался просто  «пассажирским зданием», располагался у платформы на Москву.
С одной стороны от вокзала согласно проекту находились водоемное здание и специальный взъезд до высоты вагонов для удобства погрузки/разгрузки, с другой стороны -  ретирадные места. Рядом с платформой размещался навес с дровами для «заправки» паровозов,  к нему подходило два тупиковых запасных пути.

В центральной части станции, между основными платформами проходило всего два пути, по одному в каждом направлении. Таким образом сквозные товарные  или пассажирские поезда проходили по тем же путям, что и поезда, которые делали в Мытищах остановку.
В дальнейшем,  при расширении станции Мытищи, между пассажирскими путями были устроены
дополнительные пути, чтобы сквозные поезда не шли мимо платформ и не создавали опасности для находящихся на платформе людей.

У границ станции все пути сходились в один главный путь (на плане он также помечен как «непрерывный путь»), выделен красным.

Справа на плане, на расстоянии примерно 170 м от оси станции (вокзала), показан переезд с подписью «дорога из Больших Мытищ в село Тайнинское». Что это была за дорога -  затрудняюсь сказать. На карте Шуберта, созданной как раз в 1850-х незадолго до постройки Троицкой железной дороги, этой дороги нет, хотя скрупулезно показаны дороги из Мытищ в Тарасовку, из Рупасово в Ядреево, как  и множество других местных дорог  и тропинок. Дорога из Мытищ в с. Тайнинское там идет по левому берегу Яузы. В общем загадочная такая дорога-переезд.


Первыми паровозами, поступившими на Московско-Троицкую железную дорогу, были паровозы, произведённые заводом «Борзиг» (нем. Borsig) в Германии. Паровозы типа 0-3-0 эксплуатировались практически во всех паровозных депо, открытых в этот период. Заводы Борзиг – это крупная немецкая машиностроительная компания. В эпоху расцвета паровозов этот завод был крупнейшим в Европе и вторым в мире по числу производимых локомотивов.

Товарный паровоз типа 0-3-0

Пассажирский паровоз типа 2-2-0


Железнодорожное начальство у паровоза

Первые вагоны для Московско-Троицкой дороги тоже были закуплены за границей.
В 1860 году в России единственным предприятием, занимавшимся вагоностроением был Александровский завод в Санкт-Петербурге, но его мощностей уже явно не хватало.
Первые отечественные железнодорожные мастерские для ремонта и переоборудования иностранных вагонов были построены в 1861 году в Коврове Владимирской губернии.

С 1866 года Ковровские железнодорожные мастерские стали заниматься и постройкой железнодорожных вагонов собственной конструкции.>
В 1870-е годы в Коврове разработали и построили «нормальный вагон» — эталон для всех последующих товарных вагонов России и СССР вплоть до 1930-х. Именно эти вагоны, произведенные в рекордном для того времени количестве полумиллиона штук, известные специалистам еще в XIX веке под аббревиатурой «НТВ»  и рассчитанные на 40 человек или 8 лошадей каждый, перевозили грузы и личный состав во время всех войн, которые вели Российская империя, а потом Советская Россия и СССР от с русско-турецкой и русско-японской до Первой мировой и Великой Отечественной.

В 1870-х годах помимо пяти заводов, запущенных в 1860-х, вагоностроение было организовано еще на десяти заводах. За период в 1875-1880-гг русские заводы построили свыше 36 тысяч товарных вагонов,  ввоз товарных вагонов из-за границы уже не требовался.

Ветка на завод Челнокова

Во второй половине XIX века начался бурный рост кирпичных заводов. Для создания завода с производительностью миллион штук кирпичей в год требовался начальный капитал в 10 тысяч рублей. Затраты окупались за три-четыре года. В 1871 году на земле, приобретенной у крестьян деревни Шарапово, заработал кирпичный завод купцов Алексея Гусарева и Василия Челнокова, через год завод перешел в полное владение Челнокова.

В 1873 году был разработан и видимо тогда же и реализован проект ответвления железной дороги к кирпичному заводу Челнокова.

1873 год. Проект погрузочного пути на станции Мытищи.

Железнодорожная ветка к заводу В. Челнокова  упоминается в в известном исследовании А.В. Погожева «Кирпично-гончарное производство Московского уезда. Опыт санитарно-промышленного исследования.» 1880 года.

Железнодорожная ветка к заводу Челноковых на фото С.В. Челнокова

Ветка просуществовала более века, она есть на старых картах, на немецких аэрофотоснимках, я сам нередко топал к станции из школы с военки  по рельсам-рельсам, шпалам-шпалам этой бывшей челноковской ветки. Следы начального отрезка ответвления челноковской ветки при желании можно разглядеть на спутниковой карте и сегодня.

Станция Мытищи 1888 год.

На протяжении  первых 30 лет работы Троицкой железной дороги, до 1890-х годов, каких-либо кардинальных перемен на станции не отмечалось, развитие шло эволюционно -  путевое хозяйство постепенно расширялось, появлялись дополнительные пути,  стрелки, сигналы.

В мытищинском музее есть картина работы художника А.Соловьева, на которой запечатлена станция Мытищи в 1888 году.

Об авторе картины, кроме фамилии, ничего не известно. Написана картина по долгу службы, по чьему-то заказу или  по творческому вдохновению художника, писана «с натуры»  или «по памяти» – тоже неизвестно.

На картине мы видим выступающую часть фасада вокзала, основной корпус скрыт за выросшими деревьями, видим восьмиугольную водоемную башню, видим платформу с широкой и узкой частью. Видим четыре пути,  что соответствует плану станции 1891 года, ближайшего по хронологии из сохранившихся в архивах.  Художник изобразил паровоз, но не изобразил вагоны, а жаль, вагоны в дореволюционной России – это отдельная интересная  тема.

Нередко в пояснениях к этой картине в интернете и вообще по поводу старого вокзала почему-то бытует мнение, что он находился ближе к Москве, напротив сохранившейся до наших дней водопроводной башни. В последующем мы убедимся, что это не так, старый деревянный вокзал находился напротив нового вокзала, построенного по проекту Кекушева.

Станция Мытищи. Проект 1891 года

К концу 1880-х стало очевидно, что наличие единственной платформы заметно тормозит возможности развития движения и усложняет управление путевым хозяйством при пропуске  поездов. К тому времени в пределах станции уже была проложена еще одна ветка  - к запущенному  в 1889 году кирпичному заводу Герасимова,  общая длина станционных путей  приближалась к 2 км.
Было принято решение о постройке новой платформы напротив основной, как кстати и было предусмотрено еще первоначальным проектом станции 1860 года.

Проект был утвержден департаментом ж.д. по докладу 11 ноября 1891 года № 2649, с небольшим замечанием: «с тем чтобы на вновь устраиваемой пассажирской платформе был устроен хотя небольшой навес, обшитый с 3 сторон».

1891 год. Проект устройства нового пути и новой пассажирской платформы с изменением расположения стрелочных переводов и товарного пакгауза на станции Мытищи. Полный план.

Отрисованный план проекта  интересен тем, что на нем показаны как существующая путевая инфраструктура станции, так и планируемая к реализации.

1891 год. Станция Мытищи. Центральная часть. Существующее расположение путей.


1891 год. Станция Мытищи. Центральная часть. Проектируемое расположение путей.

По новому плану на противоположной стороне ж/д полотна устраивалась новая платформа шириной 1,5 саж (1 саж = 2,13 м). К ней  подводился новый пятый путь. Пакгауз переносился в сторону Москвы, в 184 саж  от оси станции. К новому пакгаузу подводился  еще один запасной путь и прокладывалась подъездная дорога шириной 2 саж.

Расширялась полоса отведения железной дороги  -  со стандартных 15 до 50 саженей  в центральной части станции,  в зоне нового пакгауза граница полосы отведения образовывала  «зуб», который сохранился и в последующие годы.

Протяженность станции от схождения до схождения путей увеличивалась до 200 саж, а общая длина путей - до 2514 саж  (363 саж - главный путь, 344 саж – пассажирские пути, 842 саж – товарные пути, 622 саж – ветка на завод Челнокова), количество стрелок – с 9 до 12.

На новой платформе предусматривался навес – крытая пассажирская платформа.

Проект навеса над новой пассажирской платформой на станции Мытищи

Проект типовой. Точно такие же навесы, отличающиеся лишь  количеством секций,  можно видеть на открытках начала 20 века с фотографиями  Тарасовской, Клязьмы, Мамонтовской.
Секции в ширину были по 3 м, высота крытой платформы составляла красивое число – 3,62 м

Платформа Мамонтовская. Крытая платформа, 5 секций
(подписям на открытках на 100% доверять не стоит, встречаются ошибки. Например как на этом фото, написано -   Тарасовская, на самом деле – Мамонтовская.)

Платформа Тарасовская. Крытая платформа, 7 секций


К началу 1890-х годов станция Мытищи подошла не сильно изменившейся с момента открытия, но вполне  готовой  к новому этапу развития. Главные события были впереди.

Продолжение следует…

ИСТОЧНИКИ:

РГИА ф.350 оп.41 д.570 План общего расположения путей и зданий на станции Мытищи
РГИА ф.350 оп.41 д.571 Проект погрузочного пути на станции Мытищи
РГИА ф.350 оп.41 д.573 Проект устройства нового пути и новой пассажирской платформы с изменением расположения стрелочных переводов и товарного пакгауза на станции Мытищи
РГИА ф.350 оп.41 д.631 Проект навеса над новой пассажирской платформой станции Мытищи.
Краткая иллюстрированная история станций и платформ железной дороги Ярославского направления: от Мытищ до Софрино. (ссылка)
Старый Ковров. История города, домов, людей (ссылка)
История вагоностроения в России до начала XX века  на сайте rzd-expo.ru (ссылка)
И.А.Симонова «Федор Чижов» (ссылка)
Статья о С.И.Мамонтове "Савва Великолепный" на сайте rzd-expo.ru (ссылка)
Tags: вокзал, железная дорога, история, мытищи, станция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Recent Posts from This Journal