elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Categories:

Станция Мытищи в документах и фотографиях. Часть 2. 1890-1900 г.

В середине 1890-х в истории Мытищ начался новый этап, связанный со строительством и пуском вагоностроительного завода, благодаря появлению которого Мытищи  превратились из села в рабочий поселок и затем в город.
Изменения произошли и на станции Мытищи.


И вагоностроительный завод, и Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога были частными предприятиями, акционерными обществами,  в обоих председателем правления, основным акционером и главной движущей  силой был Савва Иванович Мамонтов.
К тому времени железная дорога уже дошла до Вологды и  полным ходом шло строительство линии Вологда-Архангельск. Летом 1895 года министр путей сообщения М. И. Хилков совершил инспекционную поездку на север европейской части России, где в частности, ознакомился с ходом строительства новой линии. В докладе государю 18 августа в Петергофе министр перечислил трудности, с которыми сталкиваются первопроходцы: суровый климат, короткое лето, болота, бездорожье, отсутствие связи, малонаселённость. Но «благодаря столь энергическому и предусмотрительному ведению дела, постройку Вологодско-Архангельской линии можно считать вполне обеспеченной».
Неудивительно, что рост перевозок по М-Я-А железной дороге и  появление в Мытищах  крупного предприятия дало толчок и развитию железнодорожной станции. В преддверии  больших изменений нужно было провести ревизию и зафиксировать исходное текущее состояние станционного хозяйства.

В архиве сохранился интересный документ того времени - план расположения путей и зданий на станции Мытищи. Рассмотрим его поподробнее.

1895 год.  План расположения путей и зданий на станции Мытищи со стороны Москвы.

1895 год. План расположения путей и зданий на станции Мытищи. Центральная часть станции.

Видим, что план развития станции 1891 года был реализован.
Построена новая платформа.
Путей между платформами стало уже пять: 2 главных -  от Москвы и в Москву – плюс 3 товарных.
Главные пути разведены по краям ж/д полотна, каждый к своей платформе, старая платформа, с вокзалом  - принимает поезда на Москву, новая – от Москвы

Новая платформа - шириной 1,5 сажени, т.е 3,20 м, основное покрытие – что-то вроде тогдашнего асфальта, последний метр – доски. Самое главное – платформа высокая! – 90 см, по лестнице в вагон взбираться не надо, мечта пассажира.

Поперечный разрез новой пассажирской платформы на станции Мытищи

На обеих платформах станции Мытищи видим буфеты.
Станционный буфет был одним из центров общественной жизни. В дореволюционных книжках расписаний буфет с холодными закусками обозначался против названия станции символом рюмочки, а с горячими — перекрещенными ножом и вилкой, очень точно передавая суть различия. Но главным героем станционного буфета, как и любого русского трактира, являлся, конечно, самовар. Его наличие было непременным.

Вплоть до поздних советских времен на наших железных дорогах незыблемо соблюдался гуманный принцип, заложенный еще в царские времена, — везде, где останавливаются хотя бы на кратковременный постой люди, должен быть пункт питания. Это было обозначено уставными дореволюционными правилами работы железных дорог:  «Буфеты и прочие съестные заведения должны быть всегда открыты во время, назначенное для нахождения  пассажиров на станции».
(Песенка из машинистского фольклора на известный мотив «Шаланды, полные кефали»)

Буфеты на станциях, как и ресторации, содержались по договору с железной дорогой частными лицами, которые подчинялись непосредственно начальнику станции. Например в Пушкино буфет содержал  брат известного водочного короля П. Смирнова.
Думается, кормили действительно вкусно и сытно — хотя бы потому  что железная дорога была привилегированным заведением, с гарантированными клиентами, и станционному буфетчику или содержателю ресторации вряд ли хотелось терять столь надежный источник дохода.
«Станция. Пассажиры подкрепляются водкой, пирожками и бутербродами. Торговки с молоком, квасом и драченами (разновидность омлета с добавлением сметаны и муки), стоя в отдалении, стараются перекричать друг друга и чуть не дерутся из-за покупателей.» -  так излагает обстановку с питанием писатель-народник В. А. Слепцов в рассказе «На железной дороге».

Отметим  еще одно важное изменение на плане 1895 года. К новой платформе, со стороны противоположной путям, подведен еще один путь, тупиковый.  Это, как указано  на плане,  – «главный  путь Мытищенской ветви», так тогда называлась нынешняя Щелковская ветка.
Железная дорога до Щелково была построена в 1895 году и для поездов этого направления  на станции Мытищи  предусмотрели новый отдельный путь. На первых порах чтобы доехать  из Москвы в Щелково, нужно было делать пересадку в Мытищах. Пересадка была «комфортная» - поезд на Щелково отправлялся с той же платформы, только с другой стороны.
Для меня, заставшего уже станцию с 1960-х, то что рельсы и вагоны  могли быть с другой стороны 1-ой платформы  - невозможно представить,  не укладывается в голове. Тем не менее так было. В 1960-х-1970-х на месте прежних этих путей от платформы и до забора подстанции   мне запомнился уже только полузапущенный садик с кустарником.

Следы ж/д путей, подходящих к первой платформе с «внутренней» стороны и упирающихся в тупик  почти у здания вокзала можно разглядеть  на известном довоенном фото станции Мытищи, а также в расписании 1928 года,  до электрификации участка Москва-Мытищи.

1891_разрез новой платформы.jpg

Увеличенный фрагмент
1891_разрез новой платформы.jpg

Расписание пригородного сообщения Северных ж.д. с 1 октября 1928 г
1891_разрез новой платформы.jpg
Для поезда №68 Москва-Пушкино отправлением 22.25 из Москвы есть примечание «Пассажиры, следующие на Щелковскую линию с п. №68 имеют пересадку в Мытищах на поезд № 62bis».  Пушкинский поезд прибывал в Мытищи в 23.02, а в 23.05 отходил поезд № 62bis Мытищи- Щелково. Конечно, теоретически пушкинский мог приходить и на 2-ую платформу и пассажиры бежали кто как мог через мост на 1-ую платформу, но это вряд ли, скорее всего пушкинский приходил на 1-ую платформу, а поезд на Щелково, как и в дореволюционные времена, уже ждал в тупике с  другой стороны платформы.

Пакгауз с открытой платформой на плане станции Мытищи 1895 года пока еще оставался  на своем месте, но скоро его начал  поджимать вагоностроительный завод и в результате  вытеснил обратно на противоположную сторону дороги, а на месте пакгауза и рядом с ним были развернуты  заводские подъездные пути.
Что такое пакгауз - можно представить по сохранившимся пакгаузам на товарной станции у Ленинградского вокзала в Москве  и на станции Осташков.
1891_разрез новой платформы.jpg

1891_разрез новой платформы.jpg

1895 год.  План расположения путей и зданий на станции Мытищи со стороны Ярославля.
1891_разрез новой платформы.jpg
Еще одно глобальное изменение на станции – паровозное здание и поворотный круг для паровозов. Наличие собственного «депо»  свидетельствовало о переходе станции в более высокую «лигу».
Как выглядело это «депо» мы не знаем, а вот как описывалось первое паровозное здание  в Челябинске: «Четыре стойла с деревянным полом и каменными кочегарными ямами, крытыми железом, приняли первые паровозы, пришедшие на станцию Челябинск».
Ничего, что паровозное здание Мытищах скорее всего внешне представляло собой обычный сарай, зато в нем было целых два пути и главное – рядом поворотный круг.

Паровоз на поворотном кругу
1891_разрез новой платформы.jpg

Поворотные круги используются в депо и  по сей день. Только в конце XIX века они приводились во вращение вручную, с помощью рычага, а сейчас - с помощью электропривода. С появлением «симметричных» тепловозов и электровозов появилась возможность обходиться и без поворотных кругов.

Современный поворотный круг
1891_разрез новой платформы.jpg

Продолжение следует...

Источники:
1. РГИА ф.350 оп.41 д.1968 План расположения путей и зданий на станции Мытищи.
2. Алексей Вульфов. «Повседневная жизнь российских железных дорог», М. Молодая гвардия. 2007г
Tags: вокзал, железная дорога, история, мытищи, станция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments