Попался мне тут недавно один архивный документ про Мытищи 1960 года.
Со странным заголовком «О ходе подготовки населения по нормам ПВО первой ступени и массовому газоокуриванию».
Январь 1960 года. На заседании Мытищинского Горисполкома председатель Мытищинского городского комитета ДОСААФ тов. Баран С.Т. горько сетует, что руководители мытищинских предприятий «обучение населения по нормам ПВО первой ступени пустили на самотек, чем поставили выполнение этого большого мероприятия оборонного значения перед фактом срыва. Посещаемость и качество проводимых занятий крайне низкая, руководители не организуют контроль за организацией и проведением занятий с населением по ПВО, работников штабов МПВО на местах для этой цели не используют, в городе до сего времени не развернута работа по массовому газоокуриванию населения».
Стоп… Что это за газоокуривание, почему не знаю?
Пришлось загуглить великий и могучий. А заодно вспомнить свои школьные годы, памятного многим нашего военрука 16-ой школы на военке Алексей Васильевича Шилина и его незабываемые копирайты типа «с девочками я уже ложился, теперь с мальчиками» ( это про стрельбу в тире из положения лежа).
Как оказалось, газоокуривание – это элемент химподготовки бойцов всех армий первой половины 20 века. В рамках этой подготовки необходимо было изучить свойства всех отравляющих газов, затем освоить противогаз и приемы обращения с ним и как некий практический «зачет» - пройти газоокуривание. То есть суметь применить противогаз в обстановке, приближенной к боевой, – в специальной камере или палатке газоокуривания, наполненной парами хлорпикрина.
Противогаз… Кто из нынешнего старшего и среднего поколения не помнит этой штуковины! Выбери из нас любых 10 человек – ты, ты и ты, выдай им противогазы, гаркни команду «Газы!!», и в мгновение ока перед вами будет шеренга одинаковых красавцев. Помнят руки!
А сколько анекдотов!
-— Папа, скажи, чтобы слоники побегали. — Подожди, они устали. — Ну, папа, ну пусть слоники ещё побегают... — Ладно. Рота! Надеть противогазы! Бего-о-ом марш!
Для наших же дедов-прадедов, бабушек-прабабушек, живших в 1930-е противогаз был вообще неотъемлемым элементом эпохи.
"Камера газоокуривания, клуб «Ворошиловского стрелка» Октябрьский проезд , пл . Обороны ; открыта с 14 до 20 час... Групповое газоокуривание (по заявкам организаций) 4 руб . с каждой группы в 25 чел .... Газоокуривание одиночек-посетителей парка – бесплатно."
П.А.Португалов. «Парки культуры и отдыха Москвы». 1935 год.
В 1931 году в СССР был введён Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).
В 1932 года утверждено положение о звании «Ворошиловский стрелок» и введен значок «Ворошиловский стрелок».
В 1934 году установлены нормативы еще одного комплекса – ПВХО «Готов к противовоздушной и противохимической обороне».
Нормы "Готов к ПВХО" I ступени включали 4 раздела (нормы)
1. Защита от фугасных и осколочных бомб
2. Защита зажигательных средств
3. Защита от отравляющих веществ
4. Обязанности и правила поведения населения в условиях ПВО
По каждому разделу четко устанавливалось, что сдающий должен знать и что уметь.
В 1935 году был учреждён нагрудный знак «Готов к ПВХО.
Этот знак имели право получить члены Осоавиахима, сдавшие все нормы «Готов к ПВХО», но при условии, что они являлись ударниками на производстве и активными членами Осоавиахима по работе ПВХО своего дома, фабрики, завода, колхоза, школы. Кроме того надо было иметь собственный противогаз.
Знак выдавался сроком на 2 года, по истечении которого нормы надо было пересдавать.
Получившие знак "Готов к ПВХО" получали набор «ништяков» в виде преимуществ при поступлении на курсы и школы ПВХО Осоавиахима; бесплатных посещений выставок Осоавиахима, права участия во всех соревнованиях Осоавиахима по ПВХО, и (!!) внеочередного приобретения противогаза для членов семьи, а также 10%- скидки при уплате за ремонт и осмотр противогаза в мастерских Осоавиахима.
Осоавиахимовское движение быстро росло и ширилось.
Конечно из 21 века весь этот противогазный угар воспринимается как полный бред. (Хотя разве мало сейчас в нашей жизни почти такого же бреда?)
Судите сами.
Вот и она - камера окуривания.
Молодец пионер, уделал отличников . Интересно, чем время измеряли?
Вот так. 50-летние женщины – уже пожилые, а 60-летние мужчины – вообще старики.
А вот еще один забег в ширину: :
И полный апофеоз.
Жаль, не было тогда еще книги рекордов Гиннесса. Наши бы там никому другому места не оставили.
.
Колхозный праздник в Ершове. Колонна осоавиахимовцев на демонстрации.
Фото из газеты «Молодой сталинец», 26 мая 1936 г.
Алексей Голицын вспоминает свои школьные 1980-е: «Кудрявый и добрый военрук Шота Константинович Онанов сетовал, что нельзя нас, школьников, научить правильно надевать на голову эту резиновую хрень. Не за определенное время, что само собой, а с применением настоящей отравы. Чтобы если противогаз оказался размером велик, а ты это скрыл или не заметил, то надышался бы хлорпикрином и окружающий мир целый месяц вонял бы для тебя лично протухшим чесноком или, как вежливо писали в учебниках по НВП, прелым сеном.»
А вот и та самая индивидуальная камера, в которую мечтал посадить Алексея и его одноклассников наставник в военном деле.
Призывники 1914 г. рождения на учебном пункте ОСО на практическом учении ПВХО. Призывники проходят газоокуривание хлорпикрином в специальной камере под наблюдением инструктора.
«Молодой сталинец», 12 сентября 1936 г
Были еще и палатки для окуривания. Как раз их и требовал председатель мытищинского ДОСААФ тов. Баран С.Т. установить у себя на предприятиях от руководителей завода 520 (ВНИИВ) и Перловского опытного завода.
Из инструкции: «Перед входом группы в палатку там создают необходимую концентрацию паров раздражающего вещества. Командир подразделения вводит в палатку личный состав с противогазами в «боевом» положении. Длительность пребывания группы в палатке не должна превышать 3 мин. Во время пребывания в палатке каждый военнослужащий должен проделать несколько раз наклоны и резкие повороты головы, а также 8-10 приседаний».
Еще интереснее про зимние учебные занятия. «Печь в палатке необходима в зимний период времени для нагрева воздуха, с целью получения требуемой концентрации хлорпикрина. Категорически запрещается нагревать хлорпикрин, так как в результате термического разложения образуется фосген», – говорится в документе.
Фосген, как известно, боевое отравляющее вещество, использовался еще в Первую мировую войну. Обладает удушающим действием. Контакт фосгена с легочной тканью вызывает нарушение проницаемости альвеол и быстро прогрессирующий отёк легких. Антидота, кстати, не существует.
В лагерях N-ской части в момент химтренажа бойцы играют в шахматы.«Молодой сталинец» 16 июля 1936 г.
Осоавиахимовцы-телеграфисты РУЖД на занятиях по противовоздушной химической обороне.«Молодой сталинец» 23 февраля 1937 г
«С каждым годом крепнет славная Красная Армия и с каждым годом растет ее резерв, – пишет газета – Трудящиеся в грядущих боях будут умело владеть винтовкой, пулеметом, противогазом».
В 1950-х в старых Мытищах еще функционировало большое газоубежище, располагалось оно на улице Колонцова за домом №9 (Колонцовых) между сегодняшними домами №7 и 15. В народе называлось «Газа». О нем интересно рассказал
в своих мальчишеских воспоминаниях Виктор Колонцов.
Пропаганда была не только визуальной, массовыми тиражами выпускались литературно-художественные сборники. Вот, например, сборник военно-химических игр для детей и взрослых.
«Лес, солнце. Слева цветут ромашки. По зеленой травке ползают божьи коровки. Тут же молодые мамы катают в колясках младенцев. Дети постарше играют рядом в пятнашки. И вдруг на лужайку налетают эскадрильи тяжелых бомбовозов. Враг начинает химическую атаку. Там, где только что летали бабочки, стелются смертоносные газы. Они окутывают детей и не щадят даже младенцев в колясках.
Но ни дети, ни их мамы не поддались панике, они спокойно дожидаются приказа инструктора Осоавиахима. Инструктор подает команду – «противогазы к бою». Дети принимают положение «смирно», а затем каждый участник игры в пятнашки (со стороны красных) надевает противогаз, бежит к своему флангу, а сосед (со стороны синих) старается его запятнать».
Сборник выпущен Центральным советом Осоавиахима СССР в 1936 г, авторы Т. Комаревич и Д. Горбовский, сотрудники Военной академии химзащиты РККА им. К.Е. Ворошилова.
Читаем дальше:
«Надоело детям играть в пятнашки, пусть бегают на передовых позициях на трех ногах в противогазах. Дайте им на каждую пару полотенце. Полотенцами участники игры попарно связывают ноги (правую ногу с левой ногой соседа у щиколоток). После того, как ноги будут связаны, участники игры надевают противогазы и бегут к финишу. Надоест детям бегать на трех ногах, можно устроить «бег с яйцом в ложке в противогазах» или же «бег со стаканом воды в противогазах».
Придуманы занятия и для мам:
«Все мамы выстраиваются в одну шеренгу. Иглы вдеваются в платье на груди с левой стороны. По команде «газы» они быстро одевают противогазы и приступают к вдеванию нитки в иглу».
И еще одна игра из того же сборника, для интеллектуалов, называется «забивание гвоздей в брус»:
«Участники игры по команде «газы» быстро снимают со стены противогазы, одевают их и затем каждый самостоятельно начинает забивать гвозди в брус...».
Составитель сборника Комаревич Теофил Иванович, 1894 г.р., майор, начальник отделения учебного отдела. В 1938 году арестован, обвинен в участии в военно-фашистском заговоре, расстрелян. Его молодой соавтор – курсант Дмитрий Горбовский, впоследствии генерал – полковник, начальник Военной академии химзащиты.
Друг-противогаз никуда не делся из жизни советских людей и в послевоенные годы.
Знакомые учителя, работавшие в школе в 1980-х, рассказывали как они проводили специальные занятия, когда дети должны были надеть маски и организованно спуститься в подвал-газоубежище.
А родители первоклашек 1990-х могут вспомнить как с детей в школе снимали мерку с лица, чтобы укомплектовать класс масками правильного размера на случай химической атаки.
Возвращаясь к приведенному в начале заметки документу-постановлению 1960 года, видим, что уже тогда руководители мытищинских предприятий бюрократически аккуратно, но дружно саботировали организацию занятий по нормам ПВО и газоокуриванию, считая это бессмысленной тратой рабочего времени.
===================================================================================
Источники:
ЦГАМО ф. 7461, оп.1, д. 193
Журнал «Вестник противовоздушной обороны», 1937г.
А. Голицын «Противогаз как оружие массового поражения»