elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Category:

Московские высотки и мытищинские высотники

Слышал я от старожилов про железнодорожную ветку, которая в 1950-е годы будто бы шла в Новые Мытищи  и про какие-то железнодорожные вагоны прямо в центре Новых Мытищ. Прошло время, в интернете  появился фотографии с этими вагонами, стали доступными архивы, и легенда про вагоны в Новых Мытищах  обрела плоть и кровь. Теперь мы знаем, что железнодорожные вагоны в Новых Мытищах действительно были и знаем как они там появились. И как с этой историей связаны такие исторические мытищинские названия как «городок МПС» и улица Высотников (нынешняя ул. Мира).

13 января 1947 г. вышло подписанное товарищем Сталиным постановление Совета Министров СССР «О строительстве в городе Москве многоэтажных зданий». В течение 1947–1952 годов в Москве планировалось возвести восемь монументальных строений - «сталинских высоток».
Закладка всех 8 высотных зданий состоялась 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы, В результате в последующие десять лет  в столице СССР были построены МГУ на Ленинских горах; административные здания на Смоленской площади и у Красных ворот; жилые дома на Котельнической набережной и Кудринской площади; высотные гостиницы «Ленинградская» и «Украина». Еще одно здание, в Зарядье,  оказалось недостроенным  (позднее в 1967 году на его фундаменте возвели гостиницу «Россия»).

К ответственному делу по постройке высоток были привлечены крупнейшие министерства и ведомства: МПС, МВД, Минавиапрома; Управление строительства Дворца Советов.
Министерству путей сообщения «досталось» здание у Красных ворот. Стройплощадка новой высотки располагалась в 100 метрах от министерства, по  завершении строительства министерство должно  было «переехать» в новую высотку. Проектированием здания руководил А. Н. Душкин, возглавлявший Центральную архитектурную мастерскую МПС.


Грандиозные стройки требовали привлечения большого числа строителей, в основном иногородних. Этим строителям нужно было где-то жить. Местом размещения строителей высотки у Красных ворот были выбраны Мытищи, новая территория города на Шараповом поле.
Очень удобно. Утром строитель бодрым шагом 20 минут до Тайнинки, на электричке в Москву, а там 5 минут ходу через Каланчевку и уже на стройплощадке.
Там же, в Мытищах, специальным постановлением Совета Министров СССР №2227 от 30 мая 1950 года Министерству Путей Сообщения был отведен земельный участок  для постройки 27 двух-трехэтажных домов, в т.ч. детских яслей на 88 мест и школы на 400 мест. Тем же постановлением Управлению строительства многоэтажных зданий МПС (УСМЗ МПС) было разрешено использовать 300 вагонов для временного проживания рабочих-строителей, занятых на строительстве многоэтажного здания у Красных ворот.

1 марта 1951 года Управление строительства многоэтажных зданий МПС направило обращение в Мосгорисполком и Мытищинский исполком. В нём говорилось, что УСМЗ МПС располагает в Мытищах земельным участком площадью 13 га, который в 1950 году отведен в районе Шарапова поля для жилищного строительства управления. Учитывая что объем строительства разрешённого к строительству на 1951 год и 1952 год размещается в пределах кварталов А и Б с общей площадью в 8,7 га, Управление строительства просило разрешения на срок до 1 июля 1952 года разместить  вагоны в пределах квартала Б, намеченного под застройку не ранее второй половины 1952 года.

Мытищинские власти уважаемую организацию долго ждать ответа не заставили и уже 7 марта положительное решение горисполкома было получено.
«В соответствии с решением Совета Министров СССР №2227 от 30 мая 1950 года разрешить управлению строительства многоэтажных зданий МПС размещение 300 вагонов на отведенном земельном участке в районе для временного проживания рабочих сроком на один год до 15 мая 1952 года».

В архивном деле сохранился и фрагмент генплана новой территории города Мытищи, который был приложен к обращению УСМЗ МПС. Интересный такой документ, Новые Мытищи в младенческий период. Есть что поразглядывать и даже поулыбаться некоторым «прожектам», например стадиону, реализации пришлось правда ждать не 3 года, а все 70, но ничего, дождались же. )

Фрагмент генплана новой территории города Мытищи
Заметно, что создавался этот план еще до того как главная улица города получила свое название, Новомытищинский проспект здесь обозначен еще просто как Мытищинский проспект. Названий улиц тоже нет, но в принципе территориальная  структура нынешних Новых Мытищ с городком МПС в районе улиц Мира-Матросова-Крупской-Летной легко угадывается.
Позднее, видимо, что-то переиграли, потому что строительство городка МПС началось с участков, отмеченных на плане  А и В (вместо А и Б), а может быть просто исполнитель, делавший выкопировку генплана, ошибся в обозначении участков – так или иначе ж.д. вагоны для строителей, которые мы видим на следующей фотографии  были поставлены в районе участков  МПС.

Снимок судя по всему 1954 года. К этому времени УСМЗ МПС уже построены и сданы (1950-1951 гг) дома  №№ 10,12,14,16 на «участке Б» (18-квартирные двухэтажки). Вдали, за добрыми молодцами-планеристами, виднеется улица Высотников (Мира) с  построенными на «участке А» домами №18 (сейчас Пенсионный фонд) и №22 (исходно школа №43 Ярославской ж.д., сейчас школа №8), Справа от них – дом 10 по Летной, а слева,  дальше по улице Высотников – строящийся 4-этажный дом №24 (сдан в 1955г).
А на другой стороне улицы Высотников, по всей длине - вагоны. Много вагонов.

Интересно, что в документах 1950-51 гг привычных нам адресов (улица + номер дома) почти нет – дома идут под номерами соответствующего ведомства – застройщика.
Вот, например, январь 1951 года,  сдаются двухэтажные дома, построенные УСМЗ МПС.
Выглядит это так:
«Акты государственной комиссии от 25 января 1951 года по приемке жилых двухэтажных каменных домов №№ 1, 2, 3, 4 жилой площадью равной 2727,8 кв.м Управления Строительства Многоэтажных Зданий - утвердить».
Исходя из данных по датам постройки, можно предположить, что наверное это дома № 10,12,14,16 по ул. Мира.
Улица Мира, дома №10 и №12, (фото С. Боршкова отсюда)

Заметим, что все дома, вводившиеся тогда в эксплуатацию на новой территории города многоквартирные дома были домами ведомственными. У каждого ведомства-застройщика была своя собственная сквозная нумерация домов. Например, у УСМЗ МПС был свой дом №6, у завода №40 (ММЗ) был свой дом №6, строились и заселялись они в разное время, первый – в 1951г, второй – в 1953 г.  Так и называются они в официальных документах горисполкома: Шараповcкое поле, дом №6, и из текста документа не всегда понятно о каком конкретно доме идет речь.
Зато благодаря порядковым номерам домов по архивным документам можно отследить темпы строительства. Вот УСМЗ МПС в 1951 году сдает и заселяет дома №№1, 2, 3, 4, а в 1953 году – уже  дома №11, 12, 13, 14. Приемка каждого построенного дома, так же как и заселение и выдача домовой книги обязательно сопровождались соответствующим решением горисполкома.

Строительство  высотного дома МПС в Москве  и одновременно жилгородка МПС в Мытищах шло полным ходом, управлению нужно было еще больше рабочих рук. Руки-то прибывали, но где их селить, если вагоны уже все заселены? Однако в Управлении люди были отобраны творческие, инициативные, умеющие находить выход в самых сложных условиях. Для того и поставлены.
Можно ведь не спешить сразу дом заселять будущими жителями, а «в связи с производственной необходимостью» временно использовать его под общагу рабочих-строителей.
"В целях форсирования работ по строительству высотного здания МПС в г. Москва у Красных ворот в Управление строительства многоэтажных зданий пребывают в командировку квалифицированные рабочие из других строительных управлений. УСМЗ МПС просит разрешение на временное, сроком на 3 месяца, заселение рабочих-строителей в законченный строительством дом-общежитие №6 на Шараповом поле в Мытищах."
Горисполком всегда шел застройщику навстречу и таковое разрешение давал.

Находились и другие варианты. Например такой:
«Учитывая напряжение в строительстве высотных многоэтажных домов в системе МПС в городе Москве в связи с нехваткой рабочей силы, разрешить управлению строительства высотных зданий МПС построить на отведённых СЕМЬ жилых одноэтажных домов облегченного типа. Обязать начальника Управления строительства высотных зданий МПЗ выделить в счет 10% в распоряжение горсовета один из разрешенных домов, жилой площадью 200 кв. м.,  срок готовности которого должен быть 1 августа 1951 года.»

Что такое «одноэтажные дома облегченного типа»? - Бараки. Строителям выгодно – дешево и быстро. Городу выгодно – есть куда переселить очередников из числа остронуждающихся, большинство которых жило в немыслимых сейчас условиях вроде 4 чел на 4,5 кв.м или 7 чел. в 13 кв.м

Поселок МПС в Мытищах вырос очень быстро.
В начале 1950 года  в Мытищах еще не было ни самих высотников, ни построенных ими домов, а всего через полтора года уже к 1 сентября 1951 года были сданы несколько домов, построена и приняла первых учеников новая школа на 400 мест. В поселке проживало уже 3000 чел., к концу  1951 года это число должно было удвоиться. Людям  было уже  недостаточно просто койко-места, хотелось культурного досуга.
Осенью 1951 года Общее собрание стройконторы №5 УСМЗ МПС решило, что необходим клуб для рабочих.

Общее собрание, демократия, патриотические желания – дело хорошее. Но сейчас не время отвлекаться, отдыхать некогда, работать надо. Видимо с такими мыслями руководство МПС инициативу рабочих «замотало», клуба в городке МПС так и не появилось.

В 1951 году высотники в Мытищах уже прочно утвердились. Из домов построенных вдоль дороги, ведущей к Тайнинке, образовалась новая улица, которая была названа улицей Высотников, В 1951 г она уже регулярно встречается в местной газете  «Путь к победе».
(вероятно это то самое «Ателье», где долгое время была конечная остановка автобусов и маршрутных такси).
А сами высотники, как полноправные члены советского общества, участвовали в выборах.

В истории с высотниками и вагонами осталась одна неясность -  где по территории города проходила та самая ж.д. ветка, на которой стояли вагоны строителей-высотников?
В решениях горисполкома она кое-где упоминается, но без подробностей, а документа в виде карты или плана, где бы была отображена эта ж.д. ветка, мне пока не встретилось.

Источники:
ЦГАМО ф. 7461, оп.1, д. 68-90
pastvu.com
Архив вырезок старых мытищинских газет Д. Гурьянова

Tags: городок МПС, история, мытищи, улица высотников
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments