elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Categories:

Железнодорожная ветка в Новых Мытищах и вагоны-общежития

В дополнение к предыдущей заметке о мытищинских высотниках, ж/д ветке в Новых Мытищах и вагонах-общежитиях.
То, что нашлось в архивных документах и в воспоминаниях старожилов.


Напомним, что в 1940-х - 1950-х годах в Новых Мытищах была железнодорожная ветка. В конце этой ветки был целый городок из железнодорожных вагонов, в которых жили первые строители Новых Мытищ.
Немаленький такой был городок- более 300 вагонов, в которых проживало 207 семей, всего 620 человек.
Вагоны эти оказались запечатлены на единственной фотографии, да и то как случайный фон, других фото с вагонами я пока не встречал.

LJ-высотка мпс.jpg

Жили, наверное, как-то так, как на следующем фото.  Хотя это не Мытищи, и это совсем не те вагоны, но представление получить можно. Поискать в интернете, окажется, что есть на просторах Родины места, где и до сих пор так живут.

Удалось найти и поименный список всех жителей вагонов.
Наверняка кто-то из нынешних мытищинцев не первого поколения найдет в этом списке своих отцов-дедов-прадедов.

Список рабочих, проживающих в вагонах УСМЗ гор. Мытищи, Шарапово поле, Московской области.
Сентябрь 1955 г.

Страница 1
продолжение списка - страницы 2, 3, 4
Страница 5


Запрашивая продление временной прописки своих рабочих, работодатель в лице ОТУ №5 Главмосстроя пообещал, что вагоны для проживания в зимних условиях будут отремонтированы, а в 1956 году все рабочие будут переселены в жилые дома в гор. Мытищи, строительство которых будет начато в этом (т.е. в 1955-м ) году.

200 семей - это примерно 100 2-х комнатных квартир, т.е. 5-подъездная пятиэтажка целиком, но таких домов в середине 1950-х еще не строили, так что под расселения из вагонов необходимо было минимум два дома.
Может так оно и получилось, хотя верится с трудом.

А что же железнодородная ветка?

Она тоже просуществовала недолго.
В мае 1958 года мытищинский горисполком принял решение
Учитывая, что Железнодорожная ветка, проходящая по улице Институтской и ул. Крупской, превратила дорогу в непроезжее состоянии и дорога не обеспечивает нормальное обслуживание населения, проживающего в прилегающих жилых кварталах и не позволяет произвести благоустройство и строительство дороги по ней, а также учитывая, что отпала производственная необходимость сохранения в дальнейшем этой ветки исполком горсовета РЕШИЛ:
Обязать трест "Центротрансстрой" Министерства транспортного строительства в срок до 20 июня с/года произвести демонтаж железнодорожной ветки, проходящей от Шараповского карьера до жилого поселка МПС.
Запретить начальнику товарной станции Мытищи тов. Макарову с 25 мая 1958 года подачу грузов в район подлежащей демонтажу железнодорожной ветки.
Прошло лето - ничего не произошло.
Руководство "Центротрансстроя" и станции Мытищи решение мытищинского исполкома проигнорировали. Все последние 10 лет, с тех пор как на новой территории города началось жилое строительство, в МПС привыкли,  что все их пожелания исполкомом всегда удовлетворялись быстро и гарантированно, и МПС позиционировало себя в Мытищах по отношению к мытищинским властям как старшая сила, вероятно было ощущение монополиста, который может всегда делает так как сочтет нужным для себя.

Но времена изменились.
В городе решили, что МПС свою "историческую миссию" выполнило - Новые Мытищи заложены и пошли в рост - пора двигать своих. Тем более к середине 1950-х в жилищное строительство на Новых Мытищах включились почти все большие и малые мытищинские предприятия.

Осенью 1958 года вышло еще одно постановление горисполкома, выдержанное уже в гораздо более жестком стиле.
Постановление обязывало прекратить подачу вагонов под разгрузку на железнодорожную ветку и до 10 ноября вывести все вагоны (порожняк) с разбираемого участка.
Для доходчивости и лучшего понимания в постановление внесли пункт с заявлением представителя Мытищинского машиностроительного завода тов. Шаповалова о том, что "ж. д. путь будет перерезан с установкой тупикового упора на границе жилой застройки в срок до 12 ноября с/года".
Кроме того, от Центротрансстроя потребовали ликвидировать склады и автобазу в Новых Мытищах, созданные "Центротрансстроем" в квартале застройки жилых домов без оформления отвода земельного и без разрешения коммунального отдела и Госавтоинспекции, срок выполнения 1 декабря 1958 года.

Короче говоря, МПСу открыто дали понять, что их время в Мытищах закончилось.

Надо сказать, что и у самих жителей к середине 1950-х накопились претензии к УСМЗ (Управление строительства многоэтажных зданий) МПС. "Рабочие проживающие в посёлке УСМЗ обратились в горсовет с жалобой, что в течение 4-х лет посёлок остаётся неблагоустроенным, не выполнены строительные работы по озеленению, проезды и пешеходные дорожки не асфальтированы, не сделано ограждение забором, детские площадки и скверы не оборудованы.и пр". (из постановления мытищинского исполкома 1955 г.)

Больше  железнодорожная ветка в документах исполкома не упоминалась. Вероятно, в течение 1959 года она действительно была разобрана.
На плане Мытищ, составленном скорее всего в конце 1950-х, ж/д ветки на территории Новых Мытищ уже нет.

Где проходила трасса ж/д ветки по Новым Мытищам точной информации мне встретилось, но кое-что можно восстановить по косвенным данным - помимо вышеприведенного плана Мытищ есть карта 1964 года и немецкая аэрофотосъемка 1943 года,  есть упоминаниям в документах исполкома тех лет, есть воспоминания старожилов.

В майском постановлении 1958 г сказано, что ветка проходила а) по улице Институтской и ул. Крупской и б) от Шараповского карьера до жилого поселка МПС.
Уже кое-что.
В документе из переписки УСМЗ МПС и мытищинского горисполкома 1956 г есть план участка на ул. Высотников, где стояли вагоны, на нем показаны несколько параллельных тупиковых веток, подходивших с северо-запада и упиравшихся в Летную улицу.
Есть отрывок из детских воспоминаний известного мытищинского краеведа Натальи Товстухи
"Перед нашим домом, на том месте, где сейчас теплостанция, а вдоль дороги длинный ряд гаражей, была зеленая поляна. Когда в 1947-48 гг. началось строительство городка МПС (Министерства путей сообщения), через нее проложили рельсы в сторону будущих улиц Матросова, Мира и Летной, и по ним ежедневно везли на стройку разные материалы."

Не совсем ясно как ветка огибала шараповский карьер, на аэроснимке 1943 г ясно видно, что ветка сначала идет по старой ветке челноковского кирпичного завода и затем отклоняется от границы карьера и уходит к военному  складу №407, севернее карьера. К сожалению, окончания этой ветки на фото не видно, оно - за границами снимка.
Точно так же отображена ветка и на карте 1964 года, но здесь на территории склада уже есть упор.
А вот на плане Мытищ конца 1950-х упор тоже есть, но сама трасса проходит по самому краю карьера. Почему не показана ветка, заходящая на склад - непонятно. В 1943 г она есть, в 1964 г - тоже есть, а в конце 1950-х почему-то ее нет. Странно.
В заключение моя "реконструкция" трассы железнодородной ветки в Новые Мытищи с двумя возможными вариантами "огибания" шараповского карьера.

Надеюсь, что со временем на бабушкиных антресолях кто-то найдет и еще какие-нибудь интересные фотографии с этой мытищинской железнодорожной веткой и жилыми вагонами.
Tags: вагон, ветка, железная дорога, история, мытищи, новые мытищи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments