elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Старые Мытищи. История и фото. Стадион Торпедо (ММЗ). Часть 1.

Про наш стадион и его историю на просторах интернета почти ничего нет. А это никак не отвечает тому его статусу и значению, который стадион ММЗ имел в жизни мытищинцев в прошлом веке. Попробуем немного восполнить.
В конце 1920-х годов в городах СССР прокатилась мощная волна строительства домов культуры и стадионов, призванных улучшить быт  и досуг рабочих, сделать их жизнь веселее и интереснее. В 1928 году и в Мытищах началось строительство клуба  и стадиона
Вагонного завода.
На фотографии строительства клуба ( декабрь 1928 г.) на дальнем плане слева, за строительными конструкциями и навесом отчетливо видно, что стадион уже "основан", поскольку обрел главный символ самостоятельности - забор.



1928 Мытищи строится клуб ММЗ.jpg
Этот деревянный забор вдоль улицы Коминтерна просуществует до 1970 года, когда его заменят на типовой позднесоветский железобетонный.

При строительстве стадиона было уничтожено мытищинское кладбище. Его место расположения видно на карте 1927 года, наложенной на современную карту.

Во второй половине 1920-х  в стране росло и ширилось физкультурное движение.
В 1928 году в Москве прошла 1 Всесоюзная спартакиада. Спартакиада была посвящена первому пятилетнему плану и 10-летию советского физкультурного движения. Соревнования проходили на стадионе «Пищевик» и на новом 35-тысячном стадионе «Динамо», специально построенном к открытию Спартакиады

В 1931 году был введен Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). Очень быстро спортивно-оборонный комплекс стал популярен. Нормы ГТО сдавались в школах, колхозных бригадах, рабочими фабрик, заводов, железных дорог и т.д.

В коллективах физической культуры  и спортивных обществах ДСО проводились спартакиады профсоюзов, которые заканчивались всесоюзными спартакиадами. Первая  Всесоюзная спартакиада профсоюзов (летняя) прошла в 1932 в Ленинграде, вторая в 1935 году.
Одно из этих крупных соревнований -
спартакиаду Всесоюзного союза рабочих транспортного машиностроения (ВСРТМ), принимал в 1930-х  стадион в Мытищах.
Вот два хорошо известных фото нашего стадиона.
стадион-1930е_удд(1936).jpg

стадион-1930е.jpg
За стадионом на дальнем плане на возвышенности видны  три серые кирпичные двухэтажки по 2-ому Первомайскому проезду, дома № 5, 7 и 9 (1929 г.) и четырехэтажный "жилдом" (1932 г.), на обеих фотографиях за забором стадиона хорошо видна и одна из двух дореволюционных мытищинских "высоток" - деревянный двухэтажный дом №16 по улице Коминтерна.
На первом фото - парад открытия соревнований. Полные трибуны зрителей, руководители и судьи в парадных белых брюках, оркестр. На втором - эпизод соревнований или скорее - тренировок.

Точной даты этих фотографий нигде не указано. Что ж, попробуем определить самостоятельно.  Помочь нам в этом могла бы школа №2 (которая потом стала №3,  а еще потом - медучилищем), построенная за стадионом в 1936 году. Школы на снимках не видно, но с этих ракурсов, даже если бы она уже была, ее все равно скрыли бы деревянные строения за скамейками-трибунами. Но есть и еще одна «зацепка».  На двух этих деревянных строениях – реют портреты. На верхнем фото - портрет отца народов и лучшего друга физкультурников  проглядывает  справа  от транспаранта на столбе со словом «участникам». Второй портрет на дальнем здании просматривается с трудом, зато он хорошо виден на нижнем фото.
Кто это? Высокий лоб, усы. Можно с уверенностью сказать, что это либо Серго Орджоникидзе ( с 5 января 1932  по 18 февраля 1937 – народный комиссар тяжелой промышленности, к которой относился то время  главк транспортного машиностроения), либо  Лазарь Каганович (с 22 апреля 1930 по 7 марта 1935 -   первый секретарь Московского областного комитета ВКП(б)).
1. Каганович  2. Орджоникидзе 3. Оба на одной фотографии начала 1930-х (можно увеличить).
Ваше мнение? Мне думается - по менее пышным усам и шевелюре - что все-таки Каганович. Да и логика тоже есть:  Сталин – как  высшее руководство страны, Каганович – как главное начальство на местном областном уровне. Если так, то вряд ли это 1935 год, тогда Каганович уже передал руководство областью Хрущеву и на плакате должен был бы уже сиять лысиной Никита Сергеевич. Так что скорее всего две эти фотографии нашего стадиона – 1932 года.

Профсоюз рабочих транспортного машиностроения образован в 1931 г., когда  постановлением V пленума ВЦСПС (20 - 27 января 1931 г.) профсоюз рабочих металлистов был разукрупнен на шесть профсоюзов: рабочих металлургической промышленности, рабочих транспортного машиностроения, рабочих сельскохозяйственного машиностроения, рабочих электротехнической промышленности и электростанций, рабочих автотракторной и авиационной промышленности, рабочих машиностроительной промышленности. В 1934 году решением IV Пленума ВЦСПС произошло новое разукрупнение профсоюзов. На базе 47 существовавших в соответствии с производственно-территориальным принципом создали 154 новых профсоюза.
знак ВСРТМ_02.jpg


В 1936 году (Постановление СНК СССР от 14 мая 1936г. №866. «О спортивных обществах») в СССР были основаны первые профсоюзные Добровольные Спортивные Общества (ДСО)*. Образовывались они по ведомственному принципу, к примеру, ДСО «Локомотив» объединяло в своих рядах работников железнодорожного транспорта, ДСО «Колос» – физкультурников совхозов, ДСО «Авангард» – тяжёлого машиностроения, ДСО «Зенит» – промышленности вооружения и боеприпасов, ДСО "Красная звезда" - лесопиления, мебельной, музыкальной и фанеро-спичечной промышленности, ДСО "Красное знамя" - хлопчатобумажной промышленности, "Торпедо" - автомобильной промышленности,  и т.д. Среди названий ДСО были немало "прикольных", например "Снайпер" - ДСО профсоюза рабочих промышленности точного машиностроения или "Красная Роза" - ДСО профсоюза шелковой промышленности. Соответственно названия своего ДСО получили и все заводские команды, которые выступали в различных соревнованиях. Каждое ДСО имело свои эмблемы, которые стали и эмблемами объединённых под эгидой этих обществ спортивных коллективов.
* история создания/переименования/объединения/разделения ДСО - здесь.
На предприятиях транспортного машиностроения, в число которых входил и Мытищинский вагоностроительный завод, было создано ДСО "Дзержинец".
стадион-1930е_скульптура.jpg

Можно представить как постановление о ДСО облегчило работу вражеских разведок - не постановление, а просто мечта шпиона. Узнать в конце 1930-х где какое производство размещено было проще простого, достаточно было изучить таблицу, например,  футбольного первенства.
Кубок СССР по футболу 1936 г
"Динамо" (Трудовая коммуна №1 им. Ягоды Болшево) - Локомотив" (Киев) 6:1
Кубок СССР 1939г
«Красное знамя» (Орехово-Зуево) – «Труд» Реутово – 0:1.
Кубок СССР 1940г
«Химкомбинат» (Воскресенск) - «Пролетарская победа» (Зарайск)  2:4
«Снайпер» (Подольск) -«Зенит» (Загорск)  4:0
«Металлург» (Электросталь) - «Шерстяник» (Павловский Посад)  2:5

Среди постепенно появляющихся в интернете стараниями энтузиастов результатов футбольных матчей чемпионатов прошлого века,  есть и сведения о мытищинской команде.
Кубок РСФСР. 1939г. Зональные турниры. Зона 2 (Московская область)
1/32 финала. «Монолит» (Кусково, Люберецкий район) – «Дзержинец» (Мытищи) – 0:1
1/16 финала. «Красное знамя» Глухово – «Дзержинец» (Мытищи) – 4:0.
Проиграли наши с разгромным счетом. Ну еще бы, ведь Ногинск был одним из первых центров рождения футбола в России. В 1911 году в Богородске (так до 1930 года назывался Ногинск) начали строить футбольное поле и создали первую в уезде футбольную команду Глуховской мануфактуры. В 1936 году команда «Красное знамя» (Глухово) приняла участие в первом Кубке СССР, где дошла до полуфинала, уступив в нем тбилисскому «Динамо». В глуховском «Красном знамени» начинали  свою спортивную карьеру легендарные футболисты московских ЦДКА и «Торпедо» Григорий Федотов и братья Георгий и Василий Жарковы.

В 1936 г были футбольные команды "Дзержинец» из Коломны, Ордженикидзеграда, Сталинграда, в 1937 г - «Дзержинец» Ворошиловград, «Дзержинец» Кременчуг.
В городах СССР, где были предприятия транспортного машиностроения, название "Дзержинец" получили не только  заводские команды, но и стадионы, стадионы "Дзержинец" были в Коломне, Харькове, Перми.
Вполне возможно, что и наш мытищинский стадион в 1930-х - 1940-х назывался тоже "Дзержинец", подтверждения этому у меня нет, но и опровержения тоже.

Вот еще одна редкая фотография нашего стадиона в 1930-х. Деревянный забор еще белый, свежепостроенный. За забором - улица Коминтерна и дом №14.

Стадион хорошо виден на немецких аэрофотоснимках Мытищ времен Великой отечественной войны. Это снимок октября 1941 года . Благодаря теням от низкого утреннего солнца четко просматривается забор стадиона и видно, что в территорию стадиона вошел треугольник бывшего кладбища. Точки на футбольном поле стадиона - это, вероятно, зенитные установки, которые, по воспоминаниям жителей Мытищ, в годы войны стояли на стадионе.
стадион-1941_aero_frag.jpg

До войны спортивная жизнь на стадионе шла свои чередом. Какие секции были в то время на стадионе, кто в них занимался,  можно, наверное,  найти в материалах бывшего музея ДК ММЗ, если эти материалы вообще  сохранились, и в архивах старых мытищинских газет. Точно известно, что летом на стадионе играли в футбол, а зимой в хоккей с мячом.  Мне удалось найти одно упоминание о футбольной команде "Дзержинец" на сайте болельшиков Спартака:
"Любая сказка когда-нибудь заканчивается. Вслед за победами 1938 и 1939 годов наступил спад - по итогам сезона-40 «Спартак» откатился на 3-е место.
В межсезонье в команде вновь сменился главный тренер. Вместо триумфатора Петра Попова красно-белых возглавил неплохо поработавший с молодежью Владимир Горохов. Подготовка к чемпионату, как и в предыдущие годы, началась в марте в Москве. Спартаковцы тренировались в зале кавалерийской школы им.Буденного, а 21 марта отправились на сбор в Одессу. На юге была просмотрена большая группа молодых игроков: Холодков, Л.Петров, Б.Соколов, Тимаков, Климов, Демин, Рева (все - воспитанники Горохова), а также Чистохвалов из Коломны, вратари Данилин («Дзержинец» Мытищи) и Евтеев (минский «Спартак»). Кроме того, вернулся после двухлетнего пребывания в ЦДКА Михайлов, а Румянцев восстановился после серьезной травмы. Планировалось возвращение в строй перенесшего операцию Петра Старостина, но оно так и не состоялось."

После войны основным в ММЗ стало автонаправление, завод в очередной раз сменил свою ведомственную принадлежность, а спортивный коллектив влился в ДСО "Торпедо".  Фото 1953 года.


Старые Мытищи. История и фото. Стадион Торпедо (ММЗ). Часть 2. >>

Tags: дзержинец, история, ммз, мытищи, спартакиада, стадион, старые мытищи, торпедо, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments