elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Старые Мытищи. История и фото. Станция Мытищи. Мост.

1963-65_АК_станция_пам_Ленину.jpgСейчас на станции Мытищи над железнодорожными путями построен большой и стильный конкорс. А еще не так давно на другую сторону железной дороги и на платформы ходили по переходному мосту.
Соединяя и объединяя Старые и Новые Мытищи, этот мост во второй половине XX века играл в жизни города особую роль. За последние сто лет на станции мост несколько раз менял свое положение.

Первый мост ( вторая половина 1920-х - 1950-е)
Первый пешеходный мост был построен во второй половине 1920-х годов и сохранился на этой фотографии.1920-ее_вокзал.jpg
Кто автор и когда был сделан этот снимок станции Мытищи - неизвестно. Известно лишь, что фотография переснята со стеклянных негативов и с имеющейся в сети версией было поработано фотошопом, в частности удалено ограждение моста, а также то, что фото перекадрировано, в оригинале оно  больше  по деталям и площади. Еще не установлена подвеска электросети для электричек, значит фото сделано до 1929 года. В то же время к увеличению пассажиропотока к пуску первых электричек станция практически подготовлена. Уже имеются три платформы, которые в неизменном виде доживут до начала 2000-х, и есть пешеходный мост.
Мост собран из железных конструкций и похоже еще не доделан, на первой платформе видна еще одна лежащая секция.

Еще одна известная фотография станции Мытищи 1930-х и одной из первых электричек - трехвагонной электросекции Св -  сделана уже с самого моста.

На немецких аэрофотоснимках военных лет переходный мост на станции Мытищи тоже хорошо виден.
Это фрагмент снимка июля 1942г.


Второй мост ( 1950-е - 1987).
После войны этот мост разобрали и построили новый, такой же конструкции, но по другую сторону от здания вокзала, дальней от Москвы. В каком точно году был построен этот второй пешеходный мост и что послужило причиной переноса моста, мне пока узнать не удалось. Скорее всего причина была простая - город рос, нужно было обеспечить увеличившийся пассажиропоток. Теперь у моста сходы на платформы были сделаны с двух сторон, а не с одной, как на первом мосту, и теперь у моста было два входа -  мост соединил две стороны железной дороги. С восточной на мост поднимались жители старых Мытищ, с западной - жители Шараповки, Рупасова, Военки, а главное - Новых Мытищ,
Эта фотография сделана не позднее 1955 года, т.к. памятник Ленину на площади перед вокзалом еще "старый", в ноябре 1955 года на его месте установят новый памятник работы скульптора П. Фридмана. Справа в кадре - лестницы на переходной мост.
памятник2_YT_мост_600.jpg

Это фрагмент фотографии примерно конца 1950-х, когда праздничные демонстрации на 1 Мая и 7 Ноября еще проводились в старых Мытищах. На площади видна колонна демонстрантов, огибающая по кругу памятник Ленину и трибуну при нем с руководителями города. А на лестнице моста - трудящиеся, исполнившие свой долг и возвращающиеся домой. Специальные сетки прикрывали контактную подвеску от возможных неожиданностей со стороны граждан.


Этот мост я хорошо помню, при нем  я родился и вырос. Помню его с самого раннего детства, в 1961-1964гг по два раза в день им "пользовался" - с детсадами было туго, дед смог устроить в детский сад в Челюскинской, и приходилось родителям со мной туда-сюда мотаться. Утром вставали ни свет ни заря, мама отвозила, папа вечером забирал. Как папа это выдерживал, не знаю,  учитывая, что он работал в Москве и на дорогу в одну сторону тратил полтора часа, а  от платформы до детсада еще с километр пешком было. Впрочем, папа тогда был молодой, сил хватало, да еще нас почти всегда компания человек в пять местных моих "одногруппников" до платформы провожала, папа по пути какие-то конкурсы придумывал, всем было хорошо и весело.
На 1 мая в хорошую погоду на мосту собиралось много народу смотреть праздничный салют в Москве.
Так как до начала 1990-х в Москву все ездили на электричке, мост часто был местом случайных встреч  со старыми знакомыми или бывшими одноклассниками.  "Ну ты как? А ты?".

Вот наш мост виден на фотографии 1963 г (автор В. Кудрявцев). Со стороны старых Мытищ на мост вели две лестницы, которые соединялись,  и еще один пролет вверх на сам мост был уже общий. Кому на работу на ММЗ или ВНИИВ - спускались с моста в правую сторону к вокзалу, кому домой в Химгородок или в Леонидовку - в левую.


Станция Мытищи и мост на фотографии конца 1960-х. Вечер, час пик. На мосту постоянное движение.
Кто-то еще наверное помнит как утром стояли на мосту между 2-ой и 3-ей платформой и вглядывались вдаль, чтобы увидеть на какую платформу пойдет электричка с загорского направления и вовремя сориентироваться. О, свернул! И вся толпа  - бегом вниз на вторую платформу!

Хорошо видно, что опоры самого моста и сходов - железные фермы. При постройке моста были использованы отслужившие свой срок рельсы с клеймом КВЖД - Китайско-Восточной железной дороги. Сам я этого не помню, не обращал тогда внимание, но старшие товарищи утверждают, что такие рельсы в конструкции моста были. Впрочем, подобные пешеходные мосты с использованием старых рельсов, судя по форумам в интернете, строились  после войны на многих железнодорожных станциях и платформах.
На станции регулярно передавались объявление "Граждане, не переходите железнодорожные пути в неустановленных местах, пользуйтесь переходным мостом". Ну да разве граждан остановишь, и переходили где хотели, и с 2 и 3-ей платформ прыгали, любого возраста и пола. В 1990-е на вторую платформу для "маломобильных" граждан даже постоянно комфортный "залаз" из двух поставленных друг на друга ящиков поддерживался народными усилиями. Сам тоже грешен, десятилетку  заканчивал в 16-ой школе на военке, так что каждый день через пути, и культурно - поверху через площадки в торце грузовых вагонов, и некультурно - под вагонами. Техника безопасности соблюдалась: посмотрел на светофор вдали - красный на этом пути - значит спокойно можно лезть под вагонами. Иногда в местах массовой миграции черех ж/д пути дежурили дружинники или милиционеры, останавливали и пытались оштрафовать. Впрочем клятвы типа никогда больше!, в последний раз! - обычно действовали и задержанного отпускали.

Нужно сказать, что метрах в 500 от этого моста в сторону Москвы стоял еще один подобный мост для перехода с Шараповки в сторону проходной ММЗ, как вспоминают очевидцы - с деревянным настилом.  Они же помнят, что народ предпочитал ходить не через мост, а через дырку в заборе. Мост находился рядом с водонапорной башней, чуть ближе к Москве. Сам я по нему не ходил, но его помню, этот мост был отчетливо виден с моста на станции.  Есть он и на военном аэрофотоснимке 1941 года.
А вот он на фото 1956, вдали высится водонапорная башня и слева от нее - мост.


1963 год,  вид на мост со стороны Шараповки. (фото В. Кудрявцева)

Позднее мост был закрыт, нижние ступеньки спилены, но простоял до начала 1990-х, а переход к проходной ММЗ сделали подземный,  но в другом месте, ближе к Тайнинской.

В 1980-х все платформы на станции Мытищи удлинили, с расчетом на 12-вагонные электрички, была также построена 4-я платформа и сделаны к ней сходы с переходного моста. Платформа практически так и не заработала, очень редко с нее отправляли пироговскую электричку.




Третий мост (1987 - начало 2000-х).
В августе 1977 года произошла страшная трагедия, о которой тогда почти никто не знал - на станции  Пушкино от перегрузки обрушился пешеходный  мост, погибло много людей. После этого на всех платформах от Мытищ до Пушкино построили подземные переходы. Конструкция моста в Пушкино была такая же как  у мытищинского, загружен был мытищинский мост никак не меньше пушкинского, временами хорошо чувствовалось как он ходит под ногами, т.е. как я сейчас понимаю, риск повторения катастрофы был, и немалый, но по каким-то причинам мытищинский мост тогда решили не трогать, и он простоял еще десять лет.
В 1987 году вместо старого железного моста построили новый, с железобетонными опорами, на этот раз снова по другую сторону от здания вокзала, ближе к Москве.




Четвертый мост. (начало 2000-х)
Третьему мосту не суждена была долгая жизнь, в стране произошли большие перемены, время сжалось.
В начале 2000-х началась подготовка к строительству, а затем и само строительство конкорса. Для перехода и спуска на платформы сделали транзитный мост.


Пятый мост - Конкорс. 2004г
К 2004 году были "переформатированы" ж/д пути, заново построены все платформы, кроме первой, закончено строительство конкорса. Станция приобрела тот вид, который мы наблюдаем и сегодня.






Tags: железная дорога, история, конкорс, мост, мытищи, станция, старые мытищи, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments