elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Старые Мытищи. История и фото. Вокзал станции Мытищи. От Кекушева до конкорса.

1898_вокзал_Кекушев.JPGСамое старое и одно из самых красивых зданий в Мытищах - здание вокзала, построенное по проекту Льва Николаевича Кекушева в 1896 году. Много чего повидал на своем веку красавец-вокзал, строго и величаво смотрел с высоты своего роста на происходившие вокруг события и на нас, жителей Мытищ XIX, XX и XXI веков. Посмотрим и мы на наш вокзал сквозь годы.

Начнем с картины художника А.Соловьева 1888 года, которая находится называется "Железнодорожная платформа станции Мытищи" и которую можно увидеть в мытищинском историко-художественном музее.


Есть сведения, что до постройки кекушевского вокзала платформа и вокзал располагались на западной строне путей, ближе к Москве. Фотографий не сохранилось. Косвенным признаком того, что так оно наверное и было, может служить дом начальника станции, который еще до недавнего времени можно было видеть из электрички слева в окне при подъезде к станции Мытищи.


Новый вокзал по проекту Л.Н. Кекушева и стараниями Саввы Ивановича Мамонтова строился в 1895-1896 гг. и был закончен к торжествам по случаю коронации Николая II,  которые прошли в Москве в мае 1896 года. В расписании торжеств на 22 мая значилась поездка царской семьи и высоких гостей в Сергиеву Лавру. Поездка, несмотря на ходынскую трагедию несколькими днями ранее, состоялась. Так что их императорские величества были одними из первых, кто мог видеть только что построенный величественный вокзал.


С дореволюционных времен сохранилось несколько фотографий мытищинского вокзала.
Самой ранней, по-видимому, можно считать вот эту:
В книге М.В.Нащокиной "Московский архитектор Лев Кекушев", откуда я взял эту фотографию, в подписи стоит 1898 год, но вряд ли это так. На тележке-платформе в правой части кадра отчетливо видна надпись «СЕВ» и герб Северных железных дорог, а это название появилось только в 1907г.
На левой части центрального портала – градусник и почтовый ящик, на правой – пусто.
Фонарей на фасаде еще нет, на платформе – тоже.

План вокзала из той же книги...


... и описание из путеводителя "От Москвы до Архангельска. По Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге." П. Канчаловский. Товарищество типографии А.И.Мамонтова. 1897 год.
Открытка издания М.Кампель 1911г. Дата фотографии неизвестна, но сделана эта фотография явно позже предыдущей, можно увидеть некоторые изменения.

Почтовый ящик на фасаде вокзала на том же месте, но вместо градусника на левой стороне появился фонарь, точно такой же  - симметрично на правой стороне. В нише центрального портала, слева, виден станционный колокол.
"Первый звонок служит для обозначения: на оконечных станциях дозволение садиться в поезд всем пассажирам,  а на промежуточных - времени  прихода поезда. Сигнал этот выражается звоном и затем одним ударом в колокол. Второй звонок служит для объявления пассажирам требования садиться на свои места. Второй звонок выражается звоном  и затем двумя ударами в колокол. Третий звонок объявляет отправление поезда и выражается звоном и тремя ударами в колокол. Звоном того же колокола, но без счета ударов, возвещается служащим на станции о выходе поезда с соседней станции. В случае пожаров и других несчастий, требующих созыва служащих, станционные колокола могут быть употребляемы для набата".
Появились фонари на платформе, по стилю такие же, как и на фасаде. Установлены скамейки. Надписи  «Мытищи» на фасаде и в торцах теперь не забеленные, а выделены цветом, так же выкрашена полоса по низу задания вокзала.
Если на предыдущем фото на платформе лишь благородные господа, то на открытке Кампеля народ уже попроще, что неудивительно, как раз в эти годы запущена фабрика «Вискоза», построены новые корпуса Вагоностроительного завода - растут Мытищи. Деревья справа от здания вокзала поднялись и уже почти доросли до вокзала.
В торце вокзала видна высокая открытая дверь входа в вокзал. Эти уникальные двери кекушевского вокзала честно служили нескольким поколениям мытищинцев, кто только в них не входил, дожили до конца 20 века, пока при очередной реновации чьи-то светлые головы не догадались  заменить их на безликие пластиковые.

На фотографии есть еще одна интересная деталь, которая помогает установить более точную датировку снимка. Честно говоря я и сам обратил на нее  внимание с десятого раза.
Посмотрите, на снимке слева, из-за крыши деревянной постройки выглядывает нечто необычное.
Увеличим.
1900-е_вокзал_Кампель_деталь.jpg
Знаете что это? Это видна крыша очень интересного здания на территории фабрики "Вискоза". Оно, что удивительно, дожило до сегодняшних дней, но как было все время недоступно для обывателя, так и остается - раньше было на закрытой территории ВНИИВа, теперь на закрытой территории предприятия "Лирсот".
Моя мама проработала почти 40 лет во ВНИИВе и это необычное для советского времени вычурное здание помнит. Называлось оно среди работников ВНИИВа "замок любви", а почему - мама не знает, говорит : "Мы как-то и не задумывались". Скорее всего, изначально это была контора фабрики "Вискоза",  а здание "особняка" на территории "Вискозы", выходящее на ул. Колонцова, имело более утилитарное производственное назначение.
Вот этот "замок любви" на территории бывшей фабрики "Вискоза" на современной спутниковой карте и приблизительная точка съемки фотографии вокзала с открытки издания Кампеля.


Еще одно фото того же периода, что и фотография с открытки издания М.Кампель, есть в книге М.А. Клычниковой, Г.Ф. Мелентьева "Мытищи и окрестности".

Еще одна старая фотография. Дата снимка неизвестна, предполагаю, что это уже 1920-е.

Посмотрим, что изменилось по сравнению с фото с открытки Кампеля.
Самое главное - появились еще две платформы. Пути тоже идут по-другому. В таком виде пути и платформы сохранятся вплоть до начала 2000-х, когда начнется строительство конкорса и новых 2-ой, 3-ей и 4-ой платформ.
Багажные съезды в конце платформ  уже сделаны, а вот подъезд к 3-ей платформе, похоже, еще не закончен - настила на путях между 2-ой и 3-ей платформы нет, а рядом с 3-ей платформой – куча строительного мусора.
Появился первый переходный мост (про мосты на станции Мытищи - здесь).
На 1-ой платформе лежит  строительная ферма, по всей видимости мост только-только построен или еще не достроен до конца.
Если знать точно дату постройки моста, можно определить точнее и дату фотографии.
Что на самом вокзале? В правой части центрального портала фасада вокзала появилась доска для объявлений.
Уже нет двух фонарей на первой платформе. В левой части фасада что-то тоже есть, разобрать невозможно.
Надпись Мытищи на боковом фасаде – темная, контрастная.
Подвески контактной электросети еще нет, значит фото до 1929г.
Нет и подстанции, которая четко видна на следующем фото 1930-х годов слева от здания вокзала, на ее месте пока еще растут деревья.

1930-е годы.

Доска объявлений на фасаде вокзала – на своем месте. Появились новые фонари на фронтоне.
Скамейки на первой платформе исчезли, на второй платформе наблюдаются места для сидения в стиле победившего пролетариата.
На здании вокзала висят остатки каких-то праздничных гирлянд.
На первой платформе появились стальные фермы, одна из них прямо у левой части здания вокзала, другая – в дальнем от Москвы конце платформы, около нее – еще одна ферма другой конструкции, с тройным каскадом перекладин, эти фермы останутся на своем  месте и на снимках 1963 года.

Важное изменение – в центральной части фронтона появились часы. Откуда их взяли – непонятно, возможно остались в наследство от царского режима, т.к цифры на часах – римские.


Слева от вокзала,  вдали за зданием электроподстанции,  на месте будущего мощного нового кирпичного корпуса ВНИИВа, который построят в 1970-х, пока еще деревянные избы и хозяйственные строения.


Время на часах 12.20, полдень, народу на станции почти нет.
Судя по тому, что электричка - трехвагонная, это самое начало 1930-х, позже электрички стали комплектовать из двух таких трехвагонных секций.

Такая электричка есть на другом тоже известном фото 1930-х. Под маршем лестницы проглядывает вокзал, те же часы. В круглой нише второго этажа висит какой-то плакат "Всесоюзн...".

1930-е_электричка_3ваг.jpg
Вот еще одна фотография тех лет, моторный вагон электропоезда серии Св.
Где стоит этот вагон? На станции Мытищи.


А вот этой фотографии я нигде на просторах интернета не встречал, так у кого-то в загашнике и лежит. Этот кадр я заскриншотил из передачи телеканала ТВ Мытищи 2013 года, который тогда показывал серию программ про историю города. Тем не менее это явно Мытищи, наша вокзальная площадь. Очень интересная фотография. Мы еще вернемся к ней, когда речь пойдет о памятниках Ленину в Мытищах.
Дату снимка определить непросто, но кое-какие "зацепки" есть.
Не позднее 1955 года, когда на площади установили новый памятник Ленину.
В нише верхней части фасада - портрет "отца народов".
Переходного моста справа от вокзала еще нет.
Вокруг памятника Ленину та же ограда - белые столбики с цепями, что будет и на снимках 1963 года.
На площади много народу. Видны транспаранты и флаги.  Много военных. Идет митинг. На трибуне у памятника Ленина плотно стоит какое-то руководство. В северной части площади - только забор и никаких палаток. Есть ли уже подстанция - непонятно.

1942 год, кадр из немецкой аэрофотосъемки
Мост еще на старом месте. Четко видна ограда памятника Ленину на привокзальной площади.

Еще одна фотография, где есть мытищинский вокзал (фото из архива О.В. Авданиной).
Даты нет, скорее всего это 1955 г. В нише по-прежнему портрет Сталина. Памятник партизанам уже есть, но еще никак не благоустроен. Народу на площади много, семьями, с детьми, настроение праздничное, в самом правом краю фото виден флаг, на лацкане у девушки комсомольский значок - скорее всего это первомайская демонстрация.
Что за палатки и павильоны на заднем плане – не знаю, я их уже не застал.


1963 год. Фотография В. Кудрявцева
Почти 70 лет уже прошло со времени постройки, а здание вокзала еще в практически первозданном виде.
Великолепно видны печные трубы на крыше (их было 16!).  На привокзальной площади красуются  вазоны в ограде станции. Еще на месте памятник героям-партизанам, его ограда со звездами видна у правой границы кадра.

1968 год (дата снимка  – неподтвержденная).
На платформе появились «электронные» табло, на которых с помощью вращающихся пластинок с цифрами выставлялись станция назначения и время отправления ближайшего поезда. Эти табло были удобны и просуществовали довольно долго, до появления цифровых.
Самое существенное – на крыше вокзала пока еще видны печные трубы. Часы на фронтоне вокзала по сравнению с фотографиями начала 1930х – уже другие, круглые и с "нормальными" цифрами, а вот два фонаря на левой и правой частях центрального фронтона – похоже те самые, что на фото 1930-х.
1963-65_АК_станция_пам_Ленину.jpg

Две следующие фотографии сделаны в 1976 г. и 1982 г. с переходного моста, примерно с одного и того же места (фото Ю. Семенова).



Посмотрим что за эти несколько лет изменилось.
Часы переместились на правую часть центрального портала вокзала и стали квадратной формы.
Исчезла симметричная пара фонарей на левой и правой частях центрального портала.
Выкрашены белой краской рамы окон.
Электричка новой серии («граненая» форма).
На первой платформе исчезли часы над стендом с расписанием поездов.
Исчезли 3 больших дерева справа от здания вокзала.
И на обеих фотографиях - уже нет труб на крыше вокзала, которые еще были на фото 1968 года.

1979 год. Кадр из кинофильма "Сыщик".  Персонаж с портфелем шагает по нашей привокзальной площади по своим детективным делам, за ним на заднем плане вокзал. Обратим внимание, что вокзал тогда был светло-сине-зеленый, а в 1982 году - уже красный.
Кстати, у меня сильное подозрение, что на перекладине ограды сижу лично я с мамой, вроде все сходится - одежда, прически, позы наши... , но как говорится ни подтвердить, ни опровергнуть. Может удастся когда-нибудь найти фильм в высоком качестве, тогда иллюзия моя развеется. Или наоборот :) .

Вот одна из последних имеющихся у меня в подборке фотографий "красного" вокзала. Похоже, это самое начало 1990-х. Началась рыночная экономика -  у бокового прохода на платформу и на самой платформе - палатки, все стены вокзала облеплены самодельными объявлениями. Кто застал - тот помнит.
В самом начале своего жизненнного пути вокзал был светлый, а надписи "МЫТИЩИ" темными, теперь все наоборот, А скоро исчезнут и надписи.
1990е_станция_палатки_старперл.jpg

В 1990-х вокзал пережил еще один косметический ремонт и стал "розовым".

Вот так вокзал выглядел сразу после ремонта со стороны площади...

... и со стороны путей.

Кекушевские надписи "Мытищи " на фасаде и в торцах вокзала ремонтники ликвидировали, чтоб не возиться, зато установили несуразные надписи на крыше, аж целых две.

Но и в таком, вполне себе приличном виде, хоть и с
наложеннными румянами и замазанными архитектурными деталями, не суждено было вокзалу долго прожить. Недолго музыка играла, в большую игру вступило могучее РЖД. 1990е_станция_палатки_старперл.jpg


Над железнодорожными путями построили современный переход, народ выучил слово "конкорс", а вокзалу была милостиво оставлена роль Фирса из "Вишневого сада" Чехова.
Накрыли вокзал с головой,



придушили,


и тихо ушла из него жизнь...


Никому из РЖД-шных проектировщиков, никому из отцов города  не пришло в голову сдвинуть конкорс на несколько десятков метров вправо или влево.

Спасибо, вокзал,  за твою долгую и достойную трудовую жизнь. Ты был и останешься в памяти мытищинцев, кто видел тебя в твои лучшие годы, самым красивым зданием города, его символом ХХ века.

Tags: Кекушев, вокзал, железная дорога, история, мытищи, станция, старые мытищи, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments