elkoziorov (elkoziorov) wrote,
elkoziorov
elkoziorov

Старые Мытищи. История и фото. Памятник Ленину на Вокзальной площади. Часть 1.

Шадр_1932_памятник_Ленину_Шадр.jpgПамятник Ленину на Вокзальной площади – одна из исторических достопримечательностей Мытищ, центр общественно-политической жизни города с 1930-х до начала 1960-х годов. Вокруг памятника ходили демонстрации на 1 Мая и 7 ноября, с трибуны памятника руководители города приветствовали трудящихся и толкали речи.
В книгах о Мытищах про этот памятник Ленину рассказывается  художественно по стилю, но скудно по фактам, даты появления памятников разнятся, в интернете разнобоя еще больше. И упоминается всего два разных памятника Ленину. Хотя судя всему их было три.

Первый памятник Ленину. (~ 1932 год)
Первый памятник Ленину на площади перед вокзалом в Мытищах, самый необычный, был установлен между 1931 и 1933 гг. Похоже никто из ныне живущих мытищинцев этот монумент в сознательном возрасте уже не застал.
К счастью осталась фотография этого памятника.
Во времена Хрущева за такой памятник автор получил бы от Никиты Сергеевича «кузькину мать» по полной программе, с эпитетами и определениями похлеще, чем были адресованы Андрею Вознесенскому и Эрнсту Неизвестному.  Автор такого памятника Ленину должен был тоже быть личностью незаурядной. Действительно, скульптор Иван Дмитриевич Шадр (1887 – 1941) -  не совсем обычный персонаж в истории советского искусства.
И.Д. Шадр  - самый своеобразный советский скульптор, его творчество всегда выделялось своим стилем, это были динамичные, смелые работы.
Шадр_девушка с веслом в луганском парке им Горького.jpg

Обычно имя Шадра ассоциируется с двумя его ставшими популярными произведениями – скульптурным композициям «Булыжник – орудие пролетариата» и «Девушка с веслом». Но это лишь малая часть творческого мира этого скульптора и художника. Почему скульптуры И. Шадра так отличались от скучно-однотипных образцов монументальной пропаганды, которые заполонили площади наших городов во вторую половину ХХ века? Ответ в какой-то степени - в истории его жизни.
Иван Шадр в мастерской. 1930 год         П.В. Васильев Портрет И.Д. Шадра, 03.01.1941.   И.Шадр в мастерской

Иван Шадр, родился в многодетной семье столяра (и кстати по совместительству –  «богомаза») в г. Шадринске на Урале, в 12 лет отправлен отцом в Екатеринбург, успел поработать на фабрике купцов Панфиловых мальчиком на побегушках, грузчиком и сторожем, сбежал с фабрики, без всякой подготовки сдал экзамен по рисунку и поступил в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, окончил ее, став профессиональным художником. Затем в 1907 году с другом исходил ногами подобно Максиму Горькому почти всю Россию от Урала и до Кавказа, дошел до столицы империи, поступал в Академию художеств, но провалился, не унывал, зарабатывал на жизнь пением на улице, где был замечен режиссером Александринского театра Дарским, который помог ему поступить на Высшие театральные курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы юноша выучился на певца. В училище Иван взял себе псевдоним Шадр в честь родного города (настоящая фамилия его была Иванов) и занимаясь по программе вокалом и театральными дисциплинами, продолжил заниматься любимым делом - живописью и скульптурой.  У него появились знакомства в творческих кругах Петербурга. Петербургские поклонники ходатайствовали перед городской управой Шадринска о предоставлении Иванову-Шадру стипендии, те талантливого земляка поддержали.  Шадр, отслужив  год в армии,  уехал  во Францию и поступил в академию де ла Гранд-Шомьер, где занимался на курсах скульптуры под руководством Родена.  Во время учебы ездил на стажировку в Италию, там увлекся археологией и после возвращения в Москву в 1908 году снова пошел учиться – на этот раз в Московский археологический институт.
Парню  на тот момент было 21 год. Работали, однако, социальные лифты в царской России.

Затем революция, гражданская война, Шадр поехал в Омск забрать семью, но в результате застрял там на несколько лет. А Омск – столица белого движения, адмирал Колчак, верховный правитель России. Шадр в политику не встревал, но профессиональные его качества были властями отмечены и на пользу делу задействованы.  Выпускники Сибирского кадетского корпуса заказали ему памятник Корнилову, а сам Колчак - скульптурный монумент "Освобождение Сибири" и эскизы денежных ассигнаций под девизом "Возрождение России". Выполнить заказ Шадр не успел, пришли красные. Красные комиссары тоже проявили здравый смысл,  к стенке  за сотрудничество с белыми не поставили, для дела революции скульпторы-художники тоже оказались нужны. Шадр исполнил мемориал "жертвам белого террора", памятник Карлу Марксу, барельефы Карла Либкнехта и Розы Люксембург, новой власти они понравились, и скульптора окончательно простили. Когда Шадр вернулся в Москву,  ему выделили мастерскую на Масловке и дали «одно маленькое,  но ответственное поручение».
Шадру были заказаны скульптуры красноармейца, рабочего и крестьянина для изображения на  советских денежных знаках, ценных бумагах и почтовых марках.  Исполненные Шадром скульптуры имели несколько карикатурный вид, но власти ничего предосудительного в них не нашли,  и уже в 1923 году «Сеятель», «Рабочий» и «Красноармеец» появились на новых советских денежных купюрах, на монете червонце и на почтовых марках.
И. Д. Шадр  работает над скульптурой Девушка с веслом_100.jpg

И. Д. Шадр  работает над скульптурой Девушка с веслом_100.jpg

В 1927 году Шадр выполнил одну из своих самых знаменитых скульптур - композицию "Булыжник - оружие пролетариата", она была установлена на Пресне в память о революции 1905 года.  Образ получился очень убедительный и в профиль, и особенно в анфас, чувствуется, что буржуазии – точно конец.
"Булыжник" был многократно растиражирован, установлен в различных городах, в том числе в Шадринске, а также в Третьяковской галерее, в Музее современной истории в Москве, есть копии этой скульптуры в Монголии, в Румынии.

Другое широко известное произведение Шадра - "Девушка с веслом". Это общее название скульптур, выполненных в разное время скульпторами Иваном Шадром и Ромуальдом Иодко, стало нарицательным для обозначения подобных статуй «гипсового соцреализма», которые в советское время украшали парки культуры и отдыха.
Работу над своей первой  «Девушкой с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве Иван Шадр начал в 1934 году. Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Считается, что моделью скульптора была Вера Волошина, студентка Московского института физкультуры, которую Шадр якобы приметил на прыжковой вышке в бассейне.

Шадр_1932_памятник_Ленину_Шадр.jpg
Директор парка Бетти Глан заказала для главного парка страны пятьдесят скульптур. Работы выполняли известные мастера: Янсон-Манизер («Балерина»), Шварц («Парашютистка»), Фильдс («Юность»), Мотовилов («Физкультурник с веслом»), Шильников («Физкультурница») и другие. Иван Дмитриевич Шадр должен был своей монументальной фигурой замкнуть «смысловой круг пространственной композиции ландшафта».
Скульптура была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 г. Сейчас  трудно себе представить как ТАКОЕ вообще могли допустить. Тем не менее скульптура какое-то время простояла, пока высокое начальство не спохватилось. От скульптора требовалось создать женщину в привычном для сталинского социализма облике матери и труженицы без выраженных половых признаков. Вместо этого скульптура пугала современников длиной атлетических ног, мышцами плеч, вытянутостью пропорций, а главное -  сексуальностью. Девушка и правда получилась «слишком живой». Её женственность и привлекательность оценили бы в другом месте и в другое время, но не в Советском Союзе 1930-х. Скульптуру Шадра подвергли уничтожающей критике и приказали убрать. Правда в том же году ее пристроили в новый городской парк Луганска, как предполагается, не без участия Климент Ефремыча Ворошилова, чье имя на несколько десятилетий позднее получил сам Луганск.
Уменьшенная копия первого варианта "Девушки с веслом " Шадра хранится в Третьяковской галерее.
Первый вариант скульптуры И. Шадра "Девушка с веслом" в парке культуры и отдыха г. Луганска.

К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская (Белоручева) . Скульптор изменил прическу, она стала более вольной и менее сексуальной, убрал мужские мускулы рук, сама фигура девушки стала тоньше и романтичнее. Новую «Девушку с веслом»установили в центре фонтана на прежнем месте. Скульптура была разрушена в 1941 г. при бомбёжке.
(Кстати, в 2011 году легендарную скульптуру в ЦПКиО имени Горького решили возродить. Сказано - сделано. Что из этого получилось - вот здесь.)


1938 год. Фотографии Эммануила Евзерихина.

Лениниана Шадра.
В 1924 году Шадр в числе многих других скульпторов был приглашен на похороны Ленина для увековечивания образа вождя пролетариата. Сорок с лишним часов провел скульптор в Колонном зале Дома Союзов. Его натурная скульптура  «Ленин в гробу» оказалась одной из трех, признанных Комиссией по организации похорон «хорошими». В те
х обстоятельствах это имело большое значение и позже открыло Шадру возможности для самостоятельного развития темы монументальной ленинианы.
Институт имени В.И. Ленина предложил скульптору приобрести его работу за им самим установленную цену. Передавая в институт скульптурный слепок «Ленин в гробу», Шадр писал: «Т. к. эта работа производилась с натуры в момент переживания мировым пролетариатом великой скорби, я не нахожу возможным такую работу подвергать расценке и охотно жертвую ее в пользу Института».
Прочитав то, что сам Шадр позднее напишет о своем видении темы скульптурных памятников Ленину, думаю, что это не было данью политической конъюнктуре, в значительной степени это было и его самостоятельным решением.  Шадр был далек от революционного фанатизма, но личность Ленина  ему,  как художнику, кое-что уже повидавшему к тому времени на своем веку, была очень интересна.

В тетрадях Шадра сохранились заметки, относящиеся к временам его работы над мытищинским памятником Ленину.  Размышляя о состоянии скульптурной Ленинианы за десять лет, прошедших после смерти вождя, Шадр делает вывод: «Народная потребность видеть его черты вызвала небывалый спрос на Лениниану. И что же мы видим? Массовость заказов, их поспешность и ограниченность высококвалифицированных сил (да и нередкая небрежность в исполнении) породили немало потрясающей халтуры... Драгоценные кино- и фотоматериалы не изучены или искажены настолько, что мы находимся под угрозой навсегда потерять представление о подлинных ленинских чертах... Нам следует идти по двум дорогам: Ленин — синтез ленинизма и Ленин — Ильич, таящий в себе все оттенки и нюансы психологической характеристики...».

Известно, что большинство произведений И.Д. Шадра, созданных с начала 1920-х гг., вошли в золотой фонд советского искусства. Для нескольких поколений он стал классиком, определявшим лицо советского реализма в скульптуре 1920—1930-х гг. Однако хрестоматийный глянец, как это обычно бывает, скрыл со временем немилости судьбы, выпавшие на долю и самого мастера, и многих его творений.
"Он не терпел пустых похвал, но хорошо знал себе место среди современных скульпторов. И его хорошо знали и высоко ценили. Знали, что он художник оригинальный, всегда неожиданный в решениях. Однако многое ли было осуществлено из задуманного им? Надо прямо сказать, очень мало. Думается, потому, что в его великолепных проектах было слишком много фантазии, что в нем довлел художник-мечтатель. В этом была его душевная драма, ускорившая, быть может, его преждевременный уход от нас" - так вспоминали о Шадре люди его знавшие.

До 1941 года из  мастерской И.Д. Шадра вышло 16 изображений вождя, многие из которых тиражировались в виде памятников и интерьерной скульптуры. Среди этих работ был и памятник Ленину на Вокзальной площади в Мытищах.
Сам Шадр  в январе 1934 г. в журнале «Советское искусство» отчитывался перед трудящимися: «В последние три года я сделал и несколько новых монументальных работ о Ленине. Сюда относятся прежде всего проект памятника Ленину для Казани, затем памятник Ленину для Днепропетровска. Сделанный из железобетона памятник Ленину поставлен в Мытищах. Та же модель, отлитая в бронзе, поставлена у Тихого океана (Сахалин). Второй экземпляр в железобетоне исполнен для Центрального телефонного завода в Горьком, где установлен на берегу Оки...»

Я и раньше видел на сайте pastvu.com фотографию с памятником Ленину в г. Александровске-Сахалинском ( в 1932-1947 гг - административный центр Сахалинской области), точь-в-точь таким же как наш, мытищинский. Долгое время к единому мнению относительно истории его появления на Сахалине сахалинские краеведы, как следовало из дискуссий в интернете, не могли придти, были версии, что это не 1930-е, а 1950-е годы, что это мытищинский памятник был демонтирован и отправлен на Сахалин и т.д. Теперь мы точно знаем от самого автора, когда эти скульптуры были созданы и знаем, что на Сахалин поехал бронзовый близнец «мытищинского Ленина».
Памятник Ленину на площади им. 15 мая в Александровске-Сахалинском

Памятник В.И.Ленину скульптора И.Д.Шадра  был доставлен в Александровск-Сахалинский на пароходе "Сергей Киров" в конце марта 1935 года, накануне праздника 10-летия советизации Сахалина. Согласно плану городской юбилейной комиссии от 16 февраля 1935г.  в северной части площади им. 15 мая была построена трибуна капитального типа по проекту художника Волконского, а также и другие конструкции, арки, транспаранты. Всего на украшение города было выделено 40 тысяч рублей. Памятник открыт к 10 -летию советизации Сахалина, то есть к 15 мая 1935 года.
В середине 1950-х п
амятник Шадру в Александровске-Сахалинском был демонтирован и заменен на класического "Ленина".

Еще один памятник Ленину, упомянутый Шадром в 1934 году, поехал в город Горький и тоже наверняка  классно смотрелся на крутом берегу Оки. Фотографий того памятника я не нашел, но надеюсь, что мне помогут с этим сотрудники музея ПАО «Нител», преемника бывших АО русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» , в советское время – телефонного завода.
Видимо, железобетонный памятник Ленину в Горьком из-за недолговечности использованного материала тоже, как и в Мытищах, простоял недолго. Известно, что  1971 году на этом месте поставили новый памятник, который мы видим на этой фотографии:

Фотография мытищинского памятника осталась одна-единственная, а вот его сахалинскому бронзовому близнецу повезло больше. Штатные местные фотографы и просто жители, в отличие от Мытищ, не только больше нафотографировали, но и сохранили фотографии, и не только сохранили, но и предоставили возможность смотреть их всем желающим. Посмотрим  и мы.

Вот еще раз памятник-близнец мытищинского Ленина. Снят примерно с того же ракурса, что и на мытищинском фото.
Шадр. Памятник Ленину на Сахалине_02

Еще одно старое фото города Александровск-Сахалинский. Что это - еще один памятник Ленину? И тоже Шадра? У них там вернисаж что ли в 1930-х на главной площади был?
Шадр. Памятник Ленину на Сахалине как бы другой

В том-то и дело, что нет. Кажется, что памятники разные,  а на самом деле - один и тот же!
Как же надо было придумать такую композицию, такую позу, чтобы Ленин с разных ракурсов смотрелся совершенно по-разному. И при этом сохранялся общий мотив, идея - вперед к победе коммунизма!
Все-таки Шадр – выдающийся скульптор, а его памятник Ленину – гениальное произведение.

Вот еще несколько фотографий с этим памятником.
1940_А-С.jpg
г. Александровск-Сахалинский. 1940 год. Празднование 15-летия установления советской власти на Сахалине.

1940_А-С.jpg
г. Александровск-Сахалинский. Площадь им 15 мая. 1948-1954 гг.

1940_А-С.jpg
г. Александровск-Сахалинский. Площадь им 15 мая.



1940_А-С.jpg
г. Александровск-Сахалинский. Демонстрация 7 ноября 1953 года.



1940_А-С.jpg
г. Александровск-Сахалинский. Выпускницы школы №1 на площади 15 мая. А-С 1954 (автор Э.В. Медянников)

Не большой любитель я новоделов-реконструкций, но если бы в городе решили восстановить памятник Ленину работы И.Д. Шадра на Вокзальной площади Мытищ - я бы поддержал. Жаль, что это уже невозможно. Оригиналы бесследно утрачены, а другого такого Шадра сегодня нет.


Использованные материалы:
1. В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. «Скульптор Иван Дмитриевич Шадр (1887—1941)»  из книги "Беседы о советских художниках". Изд-во «Просвещение». 1964 г.
2. Ленин в работах скульптора Ивана Шадра
3. Скульптор Шадр, булыжник и весло
4. История "девушки с веслом"
5. Неизвестный и потерянный Ленин: Историк и краевед Игорь Самарин - о сахалинских памятниках вождю. 2016г
6. Фотографии с сайта pastvu.com

Еще по этой теме:
Старые Мытищи. История и фото. Памятник Ленину на Вокзальной площади. Часть 2.

Старые Мытищи. История и фото. Памятник Ленину на Вокзальной площади. Часть 3.

Tags: Ленин, Шадр, история, мытищи, памятник, скульптор, станция, старые мытищи, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments